Экономика
Ярослав Романчук, naviny.by

Лукашенко выпустил регионального джинна из бутылки

Беларусь – малая, компактная и вполне себе гомогенная страна. Слава богу, что без религиозных, этнических и языковых распрей. Её за день можно пересечь на автомобиле, тем более облететь на самолёте.

Добротные дороги, развитая инфраструктура, советская власть плюс полная электрификация. Что запад, что восток… Только очень требовательный взгляд в состоянии увидеть мелкие отличия.

Сам Бог велел создавать в Беларуси единые законы для всех. Чтобы не было никакой дискриминации. Чтобы сами белорусы решали, где лучше жить, выгоднее работать и полноценнее отдыхать. Чтобы была здоровая, честная конкуренция между районами и областями – за инвесторов, предпринимателей и, разумеется, налогоплательщиков.

К сожалению, в последние годы власти взяли курс на превращение единого законодательного поля страны в лоскутное одеяло. Речь идёт, в первую очередь, о налоговых режимах, условиях кредитования и импорта товаров. Свободные экономические зоны, Парк высоких технологий, Китайско-белорусский индустриальный парк, малые и средние города – все эти образования, территориальные проекты созданы с определённым набором налоговых, таможенных и денежно-кредитных льгот.

Жизнь доказала, что раздача льгот и особых налоговых, таможенных режимов вне контекста качественной макроэкономической политики и без решения проблем защиты прав частной собственности не привела к выполнению намеченных властями целей. Естественно, СЭЗы/парки свою долю коммерческой активности привлекли, но большой погоды в экономике страны они не сделали.

Могилёвский анклав

Указ № 235 от 8.0.62015г. «О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области» запускает новое направление в правовом и экономическом строительстве Беларуси. На этот раз не по принципу инновационности, привлечения иностранных инвестиций и выравнивания условий жизни города и деревни. Глава страны своим указом выделил из общих условий хозяйствования целый регион – Могилёвскую область, точнее, её южную часть в составе Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов.

Набор льгот и привилегий явно уступает параметрам Китайско-белорусского «Великого камня», но на региональном безрыбье это - первая рыба. 1. Глава страны снизил ставку подоходного налога на физических лиц с 13% до 10% - на семь лет. 2. Налоги на зарплату снижены до 24% - на семь лет. 3. Жители указанных районов получили право на очень льготный кредит (на 20 лет под 1% годовых в Br-рублях) для строительства или ремонта жилья.

Вроде бы ничего особенного. Очередные льготы, теперь только по географическому принципу. Однако ситуация не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, речь не идёт о полноценной межобластной, межрайонной конкуренции за инвесторов, налогоплательщиков и предпринимателей.

Решение принял президент, а не местные органы власти, и не по местным, а по республиканским налогам. Глава страны впервые признал районы экономического бедствия, но не осмелился наделить их настоящим самоуправлением.

Во-вторых, предложенный набор налоговых и жилищных льгот едва ли в состоянии повлиять на решение тех, кто решил уехать, не уезжать. Гложут сомнения, что с новым режимом семь южных районов Могилёвщины вдруг станут местом назначения внутренних эмигрантов, которые решат начать или продолжить бизнес в этом регионе Беларуси. Срок действия льгот – всего семь лет, явно недостаточен для реализации серьёзных проектов и принятия решений на уровне домашних хозяйств.

В-третьих, с высокой степенью вероятности льготами по указу № 235 воспользуется местная VIP-номенклатура, а также их коммерческие партнёры. Капитал Банка развития формирует вся страна. Эта структура занимается опасными для макроэкономической стабильности финансовыми спекуляциями, а деньги под льготы почему-то должны получать только жители шести избранных президентом районов.

Забирать у умеющих работать, создающих перспективные рабочие места и кормящих бюджет страны и отдавать кричевским, климовичским или костюковичским начальникам – это скорее проявление регионального кумовства и сватовства, чем взвешенная, сбалансированная региональная политика. За семь лет нужные люди за счёт налогоплательщиков построят себе хоромы и поправят своё материальное положение. Производители из этих районом смогут даже попортить нервы своим белорусским конкурентам из нельготных частей страны. Налицо искусственное искажение правил конкуренции в пользу южной части Могилёвской области.

В-четвёртых, власти косвенно признают, что налоговая нагрузка в стране слишком тяжёлая, а кредитные ресурсы недоступны. Поэтому для «нормальной жизни» избранным районам они готовы временно ослабить бремя. Неужели для того, чтобы властям решиться на налоговые и кредитно-денежные реформы, все остальные районы Беларуси должны опуститься до уровня неблагополучной могилёвской семёрки?

Наконец, могилёвский прецедент может оказаться заразительным. Беларусь вошла в зону двух политических кампаний. Местное VIP-начальство за лояльность и стопроцнетную приверженность курсу Вертикали хочет материальных бонусов. Это в начале 2000-ых им можно было подсластить «Мерседесами». Сегодня аппетиты у районных «царьков» резко увеличились.

Вот глава страны и выпустил регионального джинна из бутылки. Очередные льготы вместо полноценных, системных реформ грозят поставить крест на обещанной макроэкономической стабильности в целом и на бюджетной дисциплине в частности. Сам А. Лукашенко публично признал наличие сотен налоговых, таможенных льгот, а также близкий к нулю эффект от их предоставления.

Подачки из Центра вместо полноценной политики реального местного самоуправления – это не решение проблем бедствующих районов. Это временное затыкание дыр для галочки в отчёте о том, как Беларусь борется за каждую деревню, город и каждое предприятие. Взглянуть на проблему моногородов, районов с отжившей производственной инфраструктурой иначе белорусские власти не в состоянии.

Удивительно живучие «консервы» белорусской модели

Динамичная, развивающаяся страна не стоит на месте. Признаки жизни – появление новых городов и увядание старых, ликвидация отживших производств и создание новых, замена старых технологий новыми. Живой организм страны не может 30-50 лет жить в рамках одной структуры экономики, производства и занятости. Если за одно - два поколения в стране она сохраняется и консервируется, значит, она загнивает, деградирует и умирает.

С точки зрения структуры производства, занятости и уплаты налогов с середины 1990-ых в Беларуси мало что изменилось. Понятное дело, что гораздо больше людей занято в сфере розничной торговли и сфере услуг. Ясно, что 20 лет назад ни в стране, ни в мире такого количества программистов не было. Если сравнить Топ-100 самых крупных коммерческих организаций по выручке, первую сотню крупнейших налогоплательщиков, работодателей и внутренних инвесторов, то изменений будет очень мало.

Лукашенко запустил старые заводы, «влил» более $ 50 млрд. бюджетных денег в АПК, нагрузил строительный сектор и поставил экономику в режим полной занятости. 1995-2015 годы были временем консервации старого, реанимации архаичного, проедания ещё советского потенциала и перераспределения монопольной ренты. Удивительно не то, что сегодня белорусская модель вступила в фазу тройного кризиса (системный, структурный и конъюнктурный), а то, что это происходит более 20 лет спустя от начала реализации политики консервационной экономики. Но сколько верёвочке ни виться, конец всё равно наступает.

Нельзя сказать, что в 2015-м, даже в 2016 году будет тот самый конец или пресловутое дно. Внутренние ресурсы пока есть, и если ими разумно распорядиться, инерцию падения экономики, ухудшения качества жизни можно растянуть на годы. Указ № 235 о семи районах Могилёвщины – из разряда инерционного, медленного умирания.

Властям опасно, вредно и контрпродуктивно цепляться за каждый старый дом, строение, цех или станок. Семь неблагополучных районов Могилёвщины, как и с десяток районов в других областях, оказались не у дел. Не были вовремя приняты нужные решения. Местное начальство увлеклось своими личными проектами, а не местным самоуправлением. Они даже боялись поставить эту тему на повестку дня руководства страны.

Как ни горько это осознавать, теперь сотни, если не тысячи предприятий, сотни, если не тысячи населённых пунктов вынуждены «умирать». Без радикального изменения структуры собственности, регуляторной среды, налоговой нагрузки и системы принятия решений между Центром и районами они всё больше будут скатываться в статус зон социально-экономического бедствия. Молодёжь оттуда скоро уедет, а старики будут доживать. Беларуси срочно нужна полноценная административно-территориальная реформа. Необходимо не просто перекроить карту районов, замутить слияние и поглощение, а предложить вместо сильно централизованной системы удельных княжеств модель самоуправляемых районов.

Чем ближе к местному населению будут распределяться и тратиться налоги, тем быстрее Беларусь решит проблемы бедствующих районов. Такое решение требует тщательной подготовки и анализа, но именно такого подхода заслуживают беларусы, а не указов ни о чём.