Комментарии
Ян Буян

Лукашенко проиграл

Очередной энергетический конфликт между Беларусью и Россией завершился. Компромисс заключен фактически на условиях Москвы. Но меньше, чем через полгода, «нефтяная война», скорее всего, полыхнет с новой силой.

До чего договорились

Вечером 27 января первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко и заместитель главы правительства РФ Игорь Сечин подписали соглашение об условиях поставок российской нефти в нашу страну. Даже при беглом взгляде очевидно, что официальный Минск не добился поставленных целей.

Как известно, позиция белорусской делегации заключалась в том, что в свете Таможенного союза вся нефть (примерно 21 млн.тонн в 2010 году) должна поставляться в нашу страну беспошлинно. Однако россияне предложили на таких условиях лишь 6,3 млн.тонн — тот объем, который необходим Беларуси для внутреннего потребления (остальное после переработки поставляется за границу. До сих пор экспорт нефтепродуктов был главной доходной статьей нашего национального бюджета).

Ах так, — сказали в Минске, — тогда мы увеличим в 10 раз тарифы на транзит нефти через свою территорию. Москва отреагировала угрозой, что в этом случае вся нефть, поставляемая в Беларусь, будет обкладываться 100%-ной экспортной пошлиной.

В итоге остановились на том, что объем беспошлинных поставок составит все те же 6,3 млн.тонн. Правда, эта цифра может быть незначительно скорректирована осенью — пропорционально темпам роста белорусской экономики. Тариф на транзит нефти вырастет лишь на 11%.

«Благодаря достигнутым договоренностям бюджетные потери Беларуси будут не так велики»

Докладывая президенту РФ Дмитрию Медведеву о результатах переговоров, Игорь Сечин не скрывал удовлетворения. По его словам, достигнутые соглашения соответствуют интересам российских предприятий.

В то же время на церемонии подписания документов Сечин отметил: «Позиция белорусской стороны была очень жесткой для нас. Мы пошли на ряд компромиссов с учетом особых отношений с братской республикой, с народом Беларуси».

Однако Владимир Семашко, комментируя результаты переговоров «БЕЛТА», не выглядел слишком обрадованным этими уступками. Первый вице-премьер Беларуси, конечно, попытался сделать относительно хорошую мину при провальной игре.

В частности, Семашко заявил: «Нам удалось доказать, что внутренние потребности Беларуси в нефти составляют не 5 млн.т, а 6,3 млн.т, без учета внутренней добычи нефти. Цена этого вопроса — 1 млн. 400 тыс. долларов».

Однако Россия уже давно изъявляла готовность беспошлинно поставить 6,3 млн.тонн нефти. Но белорусскую сторону до 27 января эта позиция не устраивала. Так что, выдавать данную цифру за успех переговорщиков из Минска не стоит.

Резюмируя, Семашко обнадежил: «Благодаря достигнутым договоренностям бюджетные потери Беларуси будут не так велики, как это виделось еще совсем недавно». То есть они все-таки будут, де-факто признал вице-премьер.

Плюс ко всему Семашко заявил, что в условиях Таможенного союза достигнутые 27 января договоренности об условиях поставки российской нефти в Беларусь «не смогут долго жить» по объективным причинам. Как сообщают «Ведомости», первый вице-премьер предупредил, что официальный Минск намерен настаивать на отмене экспортных пошлин с 1 июля 2010 г. — с момента вступления в силу единой таможенной территории в рамках Таможенного союза.

«Тактика «энергетической блокады», применявшаяся Россией в новой «нефтяной войне», вновь оказалась успешной»

На протяжении последних шести лет «углеводородные войны» между Беларусью и Россией вспыхивали регулярно). Стороны вели их с переменным успехом, отмечает «Завтра твоей страны».

«Коммерсантъ» считает, что «тактика «энергетической блокады», применявшаяся Россией в новой «нефтяной войне», вновь оказалась успешной». Московские соглашения похоронили чаяния Беларуси о росте беспошлинных поставок нефти из России. «Это уничтожает надежды государственных белорусских НПЗ заработать на переработке дешевой российской нефти хотя бы те же суммы, что заработаны в 2009 году, и делает необходимым поиск для них новых инвесторов», — отмечает издание.

Ссылаясь на источники в российском правительстве, «Коммерсантъ» сообщает, что в ближайшие месяцы пройдут межгосударственные переговоры РФ и Беларуси по всему кругу энерговопросов — «нефть, газ, строительство АЭС».

«Мы знаем, как эти заверения потом выполняются»

В нынешнем поражении виноват, разумеется, не Владимир Семашко. По моему скромному мнению, просчет ценой в миллиарды долларов допустил лично Александр Лукашенко.

Очевидно, что Беларусь подписывалась под новой версией Таможенного союза главным образом ради того, чтобы беспошлинно получать нефть из России. Но, уступив по ряду позиций (чего стоят одни легковые автомобили!), наша страна пока не получила ничего ощутимого взамен. Почему?

Разгадка кроется в тезисах недавнего письма Александра Лукашенко Дмитрию Медведеву. В этом послании присутствовала ссылка на то, что 10 декабря 2009 года президентами двух стран была достигнута договоренность: в течение первых двух-трех месяцев 2010 года нефть будет поставляться в Беларусь беспошлинно, и за это время стороны согласуют условия дальнейшей поставки нефти.

Формулировка «двух-трех месяцев» свидетельствует о том, что договоренность была устной (если вообще была) — в документах так не пишется. А устные договоренности в отношениях между Минском и Москвой сродни старому анекдоту:

— Вася, ты же обещал на мне жениться!

— Мало ли чего я на тебе обещал!

Александр Лукашенко прекрасно знал об этом. Более того, 17 ноября 2009 года глава государства критиковал Совмин: «У меня складывается впечатление, что они (правительство Беларуси) пошли по пути наименьшего сопротивления, уступая свои позиции и не получая ничего предметного взамен, кроме общих заверений и обещаний… Никаких заверений, обещаний и клятв не принимается. Все вопросы надо решать сейчас, ведь мы знаем, как эти заверения потом выполняются».

Да уж, кому как Лукашенко этого не знать. Но почему-то сам он не зафиксировал письменно договоренности по важнейшим вопросам. В результате все попытки апеллировать к партнерам оказались бесплодными.

Понятно, что Лукашенко постарается взять реванш. Причем, как можно скорее. Поводом для того, чтобы вернуться к разговору об условиях поставки российской нефти в Беларусь, станет запланированное на 1 июля введение единой таможенной территории.

Однако Москва это все понимает и тоже будет готовиться к продолжению «войны», вдохновленная успехом «тактики энергетической блокады». На кону стоят миллиарды долларов — поэтому «нефтяная сеча», скорее всего, будет вестись без особых сантиментов…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)