Политика
Георгий Громов, Беларуская праўда

«Лукашенко помогает нам формировать новое большинство»

«С кампании Татьяны Короткевич, команда «Говори правду» начала движение за мирные перемены и сейчас, мы для большинства – главная движущая сила идеи перемен в Беларуси». Так оценивает итоги шестилетней деятельности кампании «Говори правду» ее лидер Андрей Дмитриев.

Татьяна Короткевич и Андрей Дмитриев во время президентской кампании 2015 года, sputnik.by

Шесть лет назад, в феврале 2010 года, стартовала кампания «Говори правду». В ее шестилетней истории было все – от стремительного взлета во время президентской кампании 2010 года до шлейфа обвинений и подозрений после кампании, внезапный и таинственный до сих пор уход Владимира Некляева и появление нового лидера – Татьяны Короткевич. Позади у ГП – две президентские кампании, а на носу – парламентская кампания 2016 года.

Главные итоги шестилетней деятельности в интервью Беларускай праўдзе подвел лидер ГП Андрей Дмитриев.

– Кампании «Говори правду» исполнилось шесть лет. В чем разница между ГП образца 2010 года и нынешней?

– Мы стали увереннее в себе. Сегодня мы не пытаемся понравиться всем сразу, у «Говори правду» есть решения для нашей страны, и мы делаем все, чтобы они работали. Важным является и то, что, если начинали мы в 2010-м, собирая людей из разных организаций, сегодня мы в подавляющем большинстве регионов опираемся на тех, кто состоит только в «Говори правду». Мы стали самостоятельной силой, которая не боится иметь собственное мнение, действовать независимо и договариваться там, где это необходимо.

– «Говори правду» так и не раскрыла источники финансирования кампании 2010 года. Может, пора уже раскрыть эту тайну? Любая недосказанность порождает недоверие.

– А кто раскрыл? И неправда, что недосказанность порождает недоверие, напротив, недоверие порождает недосказанность – сколько ни скажи, все мало.

– Президентская кампания 2010 года в корне отличалась от последней ожиданиями избирателей. Если в 2010 году народ поверил в перемены, то прошлогодняя кампания прошла под знаком «лишь бы не было войны». Ее исход был предрешен. Зачем было ввязываться в эту авантюру?

– Это ложь. Именно потому, что вся демократическая общественность воспринимала выборы 2010 года как проходные, на них выдвинулись все – с целью получить или укрепить известность. И выборы 2015 года ничуть не более авантюрная кампания, чем десятого. Только не все сумели в них принять участие. И в 2010 году, и в 2015 году мы понимали все ограничения выборов в Беларуси и ставили перед собой адекватные задачи – в первую очередь получить поддержку новых людей. И достигали своих целей. Сегодня очевидно, если кто-то и достиг успеха в 2015 году – это только команда «Говори правду».

– В 2015 году от ГП ожидали выдвижения кандидатом в президенты Владимира Некляева, который соскочил в последнюю секунду. Почему столь внезапно разошлись ваши пути-дорожки?

– Это не было внезапно. Еще в 2012 году Владимир Некляев выступал за бойкот парламентских выборов, а вся организация проголосовала за участие. И он нередко оказывался в меньшинстве при голосовании. Понятно, что это должно было рано или поздно закончиться. И я считаю, что это случилось вовремя.

– Сравните двух кандидатов в президенты от ГП: Некляева и Короткевич. Насколько это сравнимые величины?

– Они разные – по темпераменту, подходам. Владимир Некляев революционер, он человек стихии, поэтому ему так нравится идея массового протеста, революции. Татьяна Короткевич умеет слушать и слышать чужую точку зрения, находить взаимопонимание. Она говорит о проблемах людей, принимая их близко к сердцу, как о своих. Главную оценку даю не я, а избиратели. Они все расставили по своим местам, сделав ее самым популярным кандидатом в президенты от демоппозиции.

– Главным достижением ГП по выходу из последней президентской кампании вы считаете формирование нового большинства. Грянул кризис – Лукашенко не проводит и не собирается проводить никакие реформы, если не считать реформами рост цен и тарифов да снижение зарплат. Народ вмиг обнищал, однако каждый выживает в одиночку – никто не объединяется ни в большинство, ни меньшинство. Так где же пресловутое «новое большинство», что это такое, что его объединяет?

– Надо сказать, Лукашенко нам очень помогает в формировании нового большинства своими действиями – делая это все с тарифами, ценами и зарплатами. Большинство еще не сформировано, но свое слово оно скажет. Важно, чтобы это было слово в пользу перемен, реформ. Мы много ездим по регионам, люди начали обращать внимание на политику – это итог кампании Татьяны Короткевич. Теперь надо это внимание удержать и сделать так, чтобы его было больше. Политика – это не выйти к людям, сказать магическое слово и потом 20 лет сливки народной любви снимать. Это ежедневный труд, а в наших условиях – часто без быстрого и очевидного результата. Но если вы посмотрите на итоги работы нашей команды, то очевидно, что постоянное действие и долгосрочный план дают результаты.

– Фактически из президентской кампании-2015 «Говори правду» вышла проигравшей: вконец перессорилась с оппозицией, но к власти не приблизилась. А один в поле не воин, это известно всем. Какое место под политическим солнцем Беларуси попытаетесь отвоевать сейчас, во время парламентской кампании?

– Нет, мы точно не одни – за Татьяну Короткевич проголосовало 20%, ГП серьезно увеличила свой актив и продолжает наращивать число сторонников. Если кто-то и выиграл президентскую кампанию, то это «Говори правду» и Татьяна Короткевич. Лукашенко усидел в своем кресле, но вынужден своими руками разрушать социальное государство – единственную свою заслугу. Демократические силы тоже вынуждены менять свои подходы – прекратить игнорить и бойкотить, впервые за 8 лет всем составом полноценно участвовать в выборах. А правоцентристская коалиция потом намерена учредить что-то вроде наших депутатов Гражданского договора. А мы идем дорогой, в которой уверены, наращивая потенциал перемен.

– Оппозиция готовит Конгресс демократических сил. Какую позицию по отношению к КДС занимает «Говори правду»?

– Пока я вижу лишь обвинения друг друга в срыве этого несостоявшегося Конгресса.

– ГП пятый раз подала документы на регистрацию в Минюст. Зачем? Новые структуры этому государству не нужны. Но даже если вдруг (допустим фантастический вариант) зарегистрируют – что это даст?

– Не путайте власть и государство. Государству они как раз нужны, а власти нет. Хотя и там сегодня есть разные мнения. Мы хотим быть зарегистрированными, потому что дорожим своими людьми и не хотим давать дополнительную работу правозащитникам.

– Вы считаете «главным капиталом, которым должна обладать политическая сила в следующие годы, станут её активисты и реальная поддержка в обществе». Общество пытается выжить – ей не до «Говори правду», не до ОГП, БНФ или БРСМ. Так где же взять людские ресурсы – в обществе, стремительно летящем в пропасть?

– Обществу сегодня нужны решения, как выходить из кризиса. Им не важно, кто это сделает. Понятно, что это должна быть альтернативная политическая сила. В 2015 году, с кампании Татьяны Короткевич, команда «Говори правду» начала движение за мирные перемены и сейчас, мы для большинства – главная движущая сила идеи перемен в Беларуси.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)