Экономика
Вадим Ливнев, фото photo.bymedia.net

Лукашенко опять предупредил?

Руководитель Беларуси пообещал на этой неделе стабилизировать ситуацию на валютном рынке. «Салідарнасць» проанализировала неоднозначные заявления Александра Лукашенко, чтобы понять, что нас может ждать в ближайшие дни.

«Неужели вы не можете сами принять решение, пусть даже не популярное?»

15 апреля на совещании о текущих вопросах социально-экономического развития страны глава государства заявил:

— Печально, что сегодня собрались представители Нацбанка и правительства у президента и ждут каких-то дополнительных решений. Неужели вы не можете сами определиться, договориться и принять согласованное решение, пусть даже не популярное?

Далее Лукашенко пустился в рассуждения о возможных вариантах развития событий (цитируется по interfax.by): «Вот девальвировали рубль, и все будет нормально. Кому-то будет нормально, а кому-то и не очень. Допустим, сегодня мы дешевле продаем валюту для закупки лекарств, для оплаты природного газа и других жизненно необходимых товаров. Давайте девальвируем. Какая завтра будет цена всего этого?.. Сейчас динамика на валютном рынке, к нашему счастью, неплохая. В апреле, вот с этого времени на 20% увеличилось поступление валюты. Откуда? Потому что навели железный порядок. Сейчас динамика положительная, поэтому надо ли нам сегодня дергаться? Думаю, нет, надо подождать».

На следующий день тема получила продолжение. Общаясь с журналистами на субботнике, руководитель Беларуси сказал:

— Сегодня-завтра-послезавтра мы выровняем ситуацию по валюте. Но вы на меня не обижайтесь. Курс — это дело нескольких дней, надо, может быть, неделя.

При этом Лукашенко заверил, что худшее на валютном рынке уже позади, и попенял населению:

— Вы у меня в прошлом году на «Дожинках» спрашивали: как жить будем? Я сказал: в спокойном режиме. Но мы можем создать сами себе проблемы. Зачем люди побежали в обменники? Ведь мы же живем за белорусский рубль. Вы же изъяли огромное количество валюты, финансов, начали забирать вклады.

Как нас «предупреждали» о девальвации

Итак, из официальной версии вроде как следует, что у «прекрасной маркизы» дела идут на поправку. Но хорошо известно, что дьявол зачастую кроется в деталях. Если присмотреться к словам Лукашенко повнимательнее, то там обнаружится ряд неоднозначных моментов.

В первом квартале официальные лица, включая самого главу государства, напрочь исключали возможность девальвации. Сейчас она уже не отвергается с порога. «Давайте девальвируем», – говорит Лукашенко и дальше объясняет, почему «надо подождать». Но слово уже прозвучало…

Более того, речь идет о возможности некоего «непопулярного решения». Может быть, имеется ввиду, скажем, увеличение нормы обязательной продажи валютной выручки экспортерами с 30% до 100%. Но не исключено, что подразумевается все та же девальвация. Тем более, что на субботнике, вслед за обещанием на днях «выровнять ситуацию по валюте», Лукашенко обронил фразу: «Но вы на меня не обижайтесь». Не обижаться за ЧТО?

«Чего вы к словам придираетесь?» – может сказать кто-нибудь из читателей. В этой связи напомним кое-какие эпизоды, публикой уже подзабытые.

13 января 2009 года, посещая предприятие «Белкоммунмаш», Александр Лукашенко так прокомментировал ситуацию со случившейся незадолго до этого девальвацией: мол, некоторые договорились до того, что «Лукашенко должен был за неделю, за десять дней объявить, что будет девальвация национальной валюты».

— Слушайте, какой абсурд. Представьте, я объявил бы это до нового года. Народ бы вместо новогодних праздников ломился бы в какие-то двери, — сказал глава Беларуси (цитируется по агентству «БелаПАН»). — Нигде об этом никто не объявляет. Тем более если кто-то умеет меня слушать, я об этом говорил в интервью с нашими журналистами. Я, правда, примерно сказал: ну и что, если там на 10 [процентов], чуть больше мы девальвируем нашу валюту. Это что, такие большие потери? Возьмите мое выступление. Даже здесь я намекнул на то, что мы держать не будем.

Эти слова можно истолковать так: Лукашенко предупреждал о девальвации, а те, кто не понял, сами дураки. Но вот что на самом деле сказал руководитель Беларуси 18 декабря 2008 года:

— До конца нынешнего года официальный курс доллара к рублю останется на уровне 2.200 рублей, заявил он. «Всё, нельзя больше. Мы народу обещали. И я сказал председателю Нацбанка: имей в виду, не дай Бог мое слово будет нарушено. Придет новый год: 5% — это ничто. Вот возьмите 5% с 2.200. Что, это огромная сумма для наших людей? Но мы на это не идем, чтобы там обвалить чего-то. И нет необходимости сейчас чего-то обваливать.

Если это предупреждение, то какое-то очень своеобразное. И в этом контексте нынешние заявления Лукашенко начинают звучать весьма настораживающе. Кто его знает, вдруг он опять намекает: «непопулярное решение», «вы на меня не обижайтесь»…

Нацбанку рубль не мил?

Есть и другие обстоятельства, заставляющие задуматься. Несмотря на продекларированную нормализацию ситуации, 15 апреля ведомство Петра Прокоповича временно приостановило продажу драгметаллов (золото, серебро, платина) за белорусские рубли. Вдумайтесь: Национальный банк отказался принимать в качестве платежного средства национальную валюту.

В общем, «выровняться» ситуация, наверное, может по-разному. Поэтому не исключено, что сейчас кое-кто заблаговременно стелет соломку, одновременно переводя стрелки за вероятное «непопулярное решение» на правительство и население.

В любом случае, неделя – это немного. Скоро мы узнаем, какие изменения произойдут на валютном рынке к следующему понедельнику.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)