«Лукашенко нас не уважает»
Бывший премьер-министр России Михаил Касьянов рассказал, по чьему приказу была отключена подача газа в Беларусь. Тем самым он пролил свет на кое-какие аспекты двусторонних отношений не только в прошлом, но и в настоящем.
Поводом для «газовой войны» 2004 года стали ценовые разногласия. «Газпром» вознамерился поднять цену на «голубое топливо» до 46 долларов за тысячу кубометров. Белорусские власти требовали для себя внутрироссийских цен на газ (тариф для Смоленской области в то время составлял 33 доллара за тысячу кубов).
В результате по состоянию на середину февраля контракты на поставку газа в 2004 году в Беларусь и его транзит через нашу страну так и не были подписаны. Терпение у Кремля лопнуло. 18 февраля «Газпром» заявил, что прекращает подачу газа в Беларусь. О том, как развивались события, рассказал в только что изданных мемуарах, отрывок из которых опубликовал журнал GQ, тогдашний премьер-министр РФ Михаил Касьянов. Пять лет назад он приказал шефу «Газпрома» Алексею Миллеру, несмотря ни на что, не срывать поставки газа в Беларусь, но...
***
«Сказал примерно следующее: «Правительство – высший орган исполнительной власти в государстве. Я – представитель государства, главного акционера «Газпрома». Поэтому я вам от имени правительства Российской Федерации объявляю: государство приняло решение – газ Беларуси не отключать». И еще добавил, что президент в курсе моей позиции.
Когда же утром стало известно, что газ все-таки отключили, я спросил у Миллера: «Почему не исполнили?» Он ответил: «Команду дал президент».
Я звоню президенту и спрашиваю: «В чем дело? Почему так?» В ответ слышу: «А Лукашенко не подписал контракт».
Разговор продолжился на ближайшем совещании членов Совбеза, причем на повышенных тонах. На заседании я с возмущением объявил: «Это абсолютно неправильное решение. Хочу, чтобы все знали: я категорически против. В Минске минус 25. Промышленность сейчас встанет: металлургическая, стекольная, другие отрасли, где технология непрерывного цикла, -- все рухнет. Значит, все заводы нужно будет перестраивать. Продукцию этих заводов, между прочим, мы потребляем. Мы что, хотим угробить союзную страну?»
Путин в ответ заявляет: «Лукашенко нас не уважает, контракта нет до сих пор…» Я говорю: «Да и плевать. Какой контракт?! Это же не формалистика. Это же люди!»
Мою сторону, пусть и осторожно: «Да, есть вопросы» -- занял министр иностранных дел Игорь Иванов.
Путин, видимо, почувствовав, что за столом есть люди, готовые как-то поддержать мою позицию, встал и резко объявил: «Всё, прекратили споры, завершили совещание!» Что-то еще сказал мне, я – ему. «Совбезовцы» от нашей перепалки просто под стол сползли от ужаса…»
(отрывок из мемуаров Михаила Касьянова)
***
История эта (ее раньше в несколько иных тонах живописала известная российская журналистка Юлия Латынина) обошлась Касьянову довольно дорого. Судя по всему, вышеупомянутая дискуссия стала для Путина последней каплей. Спустя пару дней он подписал указ об увольнении Касьянова с поста премьер-министра.
Параллельно Александр Лукашенко назвал действия российского руководства «актом терроризма на самом высоком уровне» и заявил: «Надо заключить договор на условиях Путина - мы заплатим эти деньги. Соберем эти деньги, отняв у чернобыльцев, от тех, кто в окопах гнил, соберем мы эти 200 миллионов долларов и снимем эту проблему. Таким образом, нами перестанут манипулировать и перестанут шантажировать… Белорусско-российские отношения, видимо, надолго будут отравлены этим газом».
В итоге газ для Беларуси подорожал, поставки возобновились, осадок остался.
Самое интересное в рассказе Касьянова то, что факт конфликта между Путиным и Лукашенко засвидетельствовал очевидец. О том, что у бывшего (будущего?) президента РФ не сложились отношения с главой Беларуси, СМИ сообщали и раньше. Однако это можно было списать на досужие домыслы «нячэсных» журналистов. Но «показания» Касьянова подтверждают, что Путин еще в 2004 году остро ощущал нехватку уважения со стороны Лукашенко.
Между тем, все это время оба политика делали вид, что никаких личных проблем у них нет и быть не может. И до сих пор почти каждая встреча на высшем уровне сопровождается ритуальными клятвами в дружбе «до гроба». Давеча Александр Лукашенко и Дмитрий Медведев на учениях «Запад-2009» рассыпались во взаимных комплиментах.
Однако за кулисами в это время идет выяснение отношений на повышенных тонах…
Читайте еще
Избранное