Комментарии
Алина Таряник

Лукашенко может «жестко» ответить ЕС давлением на оппозицию или выдворением дипломатов

Политолог Александр Класковский в экспресс-комментарии «Салідарнасці» оценивает заявление главы государства о возможности «жесткого» ответа Европе на санкции и рассказывает, о какой «красной линии» могла идти речь.

– Поймите: эти санкции, которыми вы размахиваете перед нашим носом, мы пока терпим. Но как только вы переступите красную линию, мы ответим очень жестко, – такую цитату Лукашенко приводит interfax.by.

По словам политолога Александра Класковского, Лукашенко, возможно, остерегается экономических санкций и делает превентивный ход накануне саммита евродепутатов в Брюсселе.

– Думаю, красная линия условна, – отмечает политолог. – Конечно, санкции раздражают белорусское руководство, создает определенные неудобства, но вряд ли Лукашенко воюет за отмену санкций против чиновников. Он понимает, что если начнут сокращать этот список, то не с президента. И особо класться костьми за чиновников второго и третьего эшелона, он бы не стал. Его это может задевать только в плане личных амбиций. Единственное, он, возможно, опасается расширения экономических санкций. Симптоматично, что Александра Ярошука (лидера Белорусского Конгресса Демократических Профсоюзов, – С.) вызвали в прокуратуру, как только он обмолвился на счет ситуации на «Граните» в Микашевичах, где недавно созданная ячейка независимого профсоюза может потребовать расширения экономических санкций.

А вот «жестко» ответить официальному Минску, считает эксперт, в общем-то, нечем.

– Беларусь не может и никогда не сделает так, как Иран, который позволяет себе прекращать поставки нефти в Европу. Этого не будет, поскольку, так называемый нефтяной оффшор – когда за счет дешевой российской нефти вырабатывают нефтепродукты, которые продаются в Европу – это «золотое дно» для белорусского режима. Кстати, недавно были опубликованы данные Белстата о внешней торговле в 2011 году. За прошлый год торговля Беларуси с Евросоюзом значительно выросла, и вторым внешнеэкономическим партнером Беларуси являются Нидерланды, куда в бешеных количествах идут белорусские нефтепродукты, – прокомментировал Александр Класковский.

Политолог считает, что у Лукашенко есть два направления, по которым он может что-то предпринять: либо еще более безжалостно давить оппозицию, третий сектор, независимые СМИ, либо сокращать количество сотрудников посольств европейских стран в Беларуси, как это было с американским посольством, когда вместе с остальными выдворили даже посла США. Вот только правительство, видимо, осознает, что такие действия – это как на зло маме уши отморозить. Ведь воевать со всем демократическим миром – себе дороже, считает Александр Класковский.

Сама Европа, по мнению политолога, также не слишком рвется расширять «черный список» или вводить экономические санкции. Торговать с Беларусью выгодно Нидерландам, Литве, Латвии. Маленькие соседние страны вообще во многом пополняют свой бюджет за счет торговли с Беларусью. Мнения евродепутатов разделились: есть политики, которые ратуют о расширении списков, но есть и лоббисты, использующие более прагматичный подход в отношении к белорусскому режиму.

В условиях маловероятного решения о расширении «черных списков» смелые заявления могут сыграть на руку Лукашенко, считает политолог. Потом можно будет сказать: видите, вот мы пригрозили Европейскому союзу, и они нам уступили.

Мнение политолога Юрия Чаусова о заявлениях главы Беларуси читайте здесь.