Комментарии
Виктор Малишевский, malishevsky.livejournal.com

Лукашенко-1994 против Лукашенко-2008

Ну, были сынок такие времена. Батька у страны был другой. Ага, его так в газетах и называли – Батька! А тот, который сейчас Батька – он был оппозицией. Да, вроде этих….

А Европа что…. Европа и тогда, сынок, защищала того, кто на власть наступает. Очень боялась за него Европа - наблюдателей на выборы прислала. Они Батьку-то серьезно так поприжали. Нет, не этого Батьку, а того.

А что США? Президент США поздравил Александра Григорьевича одним из первых. Телеграммой. Написал, что это у нас демократия победила и тчк.

Я эти времена не особо-то помню. И, знаешь, сынок, мне иногда кажется, что помнит их один только дедушка Федута. Но я почитал, что писали тогда газеты и сейчас тебе расскажу. Победил бы тот Лукашенко Лукашенко этого? Хм, ну у тебя и вопросы. Сам все поймешь….

Признанным тираном оппозиции в те времена был премьер-министр Вячеслав Кебич. В газетах его величали не просто Батькой. Писали это слово с большой буквы Б. Ага, уважали.

Фаворит президентских выборов ничего не знал о том, что электорат заставляют подписываться за него на предприятиях. Был даже случай, когда священник сказал прихожанам принести на следующий молебен паспорта, чтобы заполнить кое-какие списки. А накануне решающего дня голосования внутри самых тиражных государственных газет оказались… листовки кандидата от власти.

Прессу это возмутило! Ироничное «Знамя Юности», была такая популярная газета, сынок, написала: «не удивимся, если в следующий раз в нашу газету подсунут еще какую-нибудь компрометирующую бумажку. Листовку с признанием в любви к Лукашенко, например…».

Я тут выписал себе заголовки первой полосы газеты «Советская Белоруссия», номер за 14 июня 1994 года (это 26 дней до выборов): «Прекрасная половина страны – за Кебича! Его программа наиболее приглянулась участницам пленума Союза женщин», «Кебич ответил на вопросы российских журналистов», «Назначена дата проведения Конгресса народа Беларуси». Да-да сынок, это нечто вроде Всебелорусского собрания…

– Я поражен, как откровенно поддерживают Кебича все государственные газета, радио и особенно телевидение, — это газеты цитируют слова главы международной миссии наблюдателей от стран Евросоюза на выборах 1994 года шведа Олафа Ханссона.

Но, только, сынок, ты не смейся, хорошо? Смотри, ты обещал.

– То, что позволило себе телевидение можно смело назвать злоупотребление властью, - говорил тогда глава евронаблюдателей. — В программах, которые транслировались в Витебске, премьер министру было посвящено больше двух часов, в то время как Лукашенко получил всего около (!) часа, а остальные кандидаты – по нескольку минут.

Я тут подсчитал, в десять дней между двумя турами выборов уместились: «Прямая линия» кандидата А.Г.Лукашенко с читателями газеты «Звезда», пресс-конференция Лукашенко с редакторами многотиражек (и статьи в каждой газете), первые полосы государственных газет о злоключениях кандидата Лукашенко и его команды, интервью с руководителями инициативной группы. Ну и дебаты двух соперников на телевидении в прямом эфире.

Главный оппонент власти умудряется встретиться с… активом КГБ. А что? Тоже ведь избиратели! Самое забавное то, что в это время председатель КГБ подал на Лукашенко в суд иск о защите его чести и достоинства. На человека, который в это время встречался с его чекистами, и уверял тех, что «на 85% здесь нормальные люди, с которыми мы продолжим вместе работать, когда я приду к власти».

Лукашенко встречался с избирателями на стадионах, и с академиками прямо в большом зале Академии наук. Единственный запрещенный митинг сторонников Лукашенко не дали провести на площади Независимости за день до выборов кажется. Это очень возмутило кандидата в президенты. Митинг был посвящен покушению на его жизнь в Лиозно.

– Номенклатурные стратеги по прежнему контролируют СМИ, не допуская выхода в эфир и на страницы печати, объективных политических комментариев, — негодовал кандидат в президенты Лукашенко после первого тура выборов. На теледебатах он назвал «Знамя Юности» «желтой» и «бульварной» газетой: «иной она и быть не может, потому что зависит от своего учредителя Совета министров».

«Знаменка» отыгралась после первого тура выборов, когда вышла с заголовком «Шизофрения как основа гражданского здравомыслия». В Новинках Александр Лукашенко набрал всего 29,6% голосов – меньше нигде во всей стране не было.

А за месяц до выборов приключилось вот что. На Браславской таможне была задержана машина с цветными плакатами (тираж 65 тысяч штук) и буклетами (250 тысяч штук) мэйд ин Германия. Скоренько теперь догадайся, кто был изображен на плакатах? Не-а не Кебич…

Прокуратура направила заключение в ЦИК, мол афигеть какое нарушение. Это ж иностранное финансирование избирательной компании (контракт был заключен между одним белорусским СП и немецкой фирмой Супра. По контракту плакат стоили половину суммы, выделенной кандидату на агитацию. Но дело как-то так замяли, даже вроде все плакаты вернули бедняге-кандидату.

Тем временем, премьер-министр Кебич отгребал за то, что его слишком много в телевизоре. Кандидат от власти был единственный, кому вынесли предупреждение! Ты спрашиваешь, сынок, кто посмел? Так законов нормальных тогда не было!

14 лет назад у страны не было не только Лидии Михалны Ермошиной, но и Избирательного кодекса! Правила выборов придумывали прям по ходу. Ну и догадался какой-то умник создать при ЦИК некий «Наблюдательный совет по освещению выборов». Тот Совет мудрецов принял правила работы прессы на выборах. Наивныеееееее….

Читаем: «воздержаться от привлечения кандидатов к участию в оригинальных телепередачах. Сохранять максимальную объективность и паритет мнений. Обращать внимание на борьбу концепций и идей, а не на личном соперничестве».

Если телесюжет о служебной командировке премьера длился больше трех (!) минут, его засчитывали в лимит времени, который по закону отведен на агитацию. Телеэфира давали по 2,5 часа в прямом эфире. Каждому!

Ты не подумай, это не шутка сынок, а только прямо на теледебатах кандидат в президенты Кебич вдруг жаловался электорату на «Советскую Белоруссию». То есть на свою газету!

Там накануне в Минск пожаловал премьер России Виктор Черномырдин. Ну, чтобы было понятно, за кого голосует Россия. Кебич и Черномырдин подписали, не поверишь, сынок, Договор «Об объединении денежных систем двух стран». Только на пользу это Кебичу не пошло. На площади Победы в Минске Черномырдин поздоровался за ручку с кандидатом в президенты Лукашенко, которого он видел первый раз в жизни. Лукашенко там просто стоял в сторонке.

На следующий день в «Советской Белоруссии» вышли два фото: на одном Кебич и Черномырдин подписывают документы, на другом Лукашенко протягивает руку премьеру России. Только подписи под фотографиями перепутаны. Ну и получается, будто союзный договор подписал Лукашенко. Скандал!

Да, сынок, именно так - ты все сам увидел. Россия каждый раз поддерживает того, кто у власти. Кебич вона в 94-м даже собирался провести вместе с президентскими выборами референдум об экономической интеграции с Россией. Ну и Лукашенко тоже про Россию не молчал. Только непонятно - был он за Россию или против? Ну да, как сейчас совсем….

- С Кебичем и его командой никто в Москве разговаривать не хочет, - предупреждал тогда народ оппонент власти. — Еще много времени до выборов, чтобы протрезветь и пощупать этот процесс с точки зрения жизни людей. В России нам не перед кем становится на колени…». Соглашение с Россией Лукашенко назвал «антинародной акцией».

Сам он выступил в Москве перед депутатами Госдумы. Они такого человека тогда впервые увидели и немного афигели. «Московский комсомолец» об этом событии написал статью «Ух ты, ах ты, все мы дипломаты»: «в Государственной думе открылся месячник дипломатической самодеятельности. Какой-то мужик из Белоруссии забрался на трибуну и пообещал посадить всех противников России и предпринимателей, если Москва его поддержит на выборах»

Ну а Кебич за свою «козырную» Россию только отдувался: «скажите, где мы уступили хоть какую то толику нашего суверенитета? – оправдывался премьер перед журналистами. — Мы его пока нигде не уступили ни в одном месте».

Чего они нам тогда такого пообещали, кроме как запустить заводы? Социальная программа кандидата в президенты Лукашенко была понятна и конкретна: «молодоженам – холодильник, телевизор и кровать для первой брачной ночи, чтобы родителей из их кровати не выгоняли». Он же, теперь про предпринимателей: «эту категорию запугивают больше чем положено. Придя к власти, я попрошу предпринимателей только об одном – поделиться со мной богатствами. Мне они понадобятся только для одного – отвести народ от пропасти».

Прям на теледебатах кандидат Лукашенко так просто сформулировал предвыборную стратегию: «не надо искать у народа недостающих извилин». Да да, именно с такими вот незатейливыми лозунгами на президентских выборах набирают 81% голосов.

А Кебич в это время бубнил свое заунылое: «мы проснемся после выборов и узнаем, что наши проблемы переночевали вместе с нами».

Только знаешь, сынок, выборы те, выиграл не Лукашенко, а наблюдатели. Была такая Общественная контрольная комиссия по наблюдению за выборами, она работала по принципу помогаем всем, кроме Кебича. В Могилевской области, где Лукашенко набрал рекордные 86,49%, Общественной контрольной комиссией руководил… Микола Статкевич.

- С некоторых участков наблюдатели успевали дозвониться раньше, чем председатели этой комиссии в Центризбирком, — написал в своей книге «Лукашенко. Политическая биография» Федута.

У Лукашенко тогда было 20 (!) тысяч наблюдателей. Это по два на каждый избирательный участок!

- Нас не подпускают ближе чем на три метра! — жаловались на избирательные комиссии наблюдатели Лукашенко после первого тура выборов. Он был уверен, что победил уже в первом туре. Если бы выборы тогда прошли честно…

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)