Скандалы
Светлана Парамыгина, ”Прессбол”

Лошадь, купленная за миллион долларов, оказалась некондиционной

Не знаю, кто и кого вводит в заблуждение. Во всяком случае, после Олимпиады 2006 года министр спорта Александр Григоров докладывал президенту страны и НОКа: “Многие тренеры национальных команд умышленно скрывают от Минспорта истинное положение дел. В свою очередь руководство федераций закрывает на это глаза — в ущерб объективной профессиональной оценке”. Вскоре после этого признания в бессилии мы вознамерились взять у Александра Владимировича интервью, чтобы сквозь призму итогов Турина поговорить уже о Пекине.

Министр тогда согласился, однако пожелал предварительно увидеть вопросы. “Прессбол” просьбу выполнил, и в числе прочих тем автор этих строк затронула и “умышленное сокрытие”, беспокоясь о том, чтобы ситуация не повторилась на следующих Играх. Но, то ли вопросы Григорову не понравились, то ли еще что, однако встреча так и не состоялась. Поэтому о том, как обстоят дела с объективным информированием в преддверии Олимпиады-2008, мы узнаем по крупицам. На сей раз в фокусе умозрительного прицела — кони.

Не будем вдаваться в тонкости селекционно-племенной работы в коневодстве. С этой темой пока еще не в силах разобраться даже Белорусская федерация конного спорта, которая после длительного перерыва, связанного со сменой ее председателем Николаем Домашкевичем места работы, собрала на днях свой президиум.

Кстати, Николай Федорович, пересевший с некоторой заминкой из кресла губернатора Минской области в кресло управляющего делами президента Республики Беларусь, открывая заседание конников, первым делом поблагодарил их за то, что “в период временного отсутствия продолжали работу”. Вернулся на орбиту он как раз вовремя: федерации пора было держать ответ за бюджетные средства на покупку лошадей, потраченные государством во имя высокой цели — завоевания медали в Пекине.

О том, что на сей счет у спортивного руководства страны имеются сомнения, можно было догадаться хотя бы по резюме помощника президента Геннадия Алексеенко, высказанного им на одном из декабрьских совещаний: “Потом я лично подсчитаю затраты и за лошадь стоимостью 400 тысяч евро, и за ту лабораторию, которую Бондарь создал неизвестно для кого. Вот и посмотрим, насколько адекватны затраты результату!”

Лаборатория НИИ нас в данный момент не интересует. А вот затраты на лошадь отнюдь, тем более что после заседания члены федерации конного спорта вполголоса называли иную сумму — миллион долларов!

Напомню, вопрос о приобретении за рубежом лошади для нашей ведущей всадницы в выездке Ирины Лис возник примерно три года назад. В 2005-м федерацию конного спорта, как и федерации биатлона, байдарки и каноэ, велоспорта, коньков, лыж, плавания, софтбола, фехтования и фристайла, серьезно укрепили. Вместе с губернатором Домашкевичем, на подотчетной территории которого находился Республиканский центр олимпийской подготовки, пришли его зам Андрей Позняк, председатель Высшего хозяйственного суда Виктор Каменков и ряд спонсоров. “Прессбол”, подводя итоги года, тогда писал, что процесс “по кадровому усилению” федераций, начатый еще при Сивакове, двинулся при Григорове, занявшем пост министра в июле, семимильными шагами.

В результате столь же стремительных действий, вылившихся в посещения Александром Лукашенко поселка Ратомка (дважды в течение двух недель), и было дано распоряжение создать современные центры конного спорта и коневодства в каждой области, регулярно проводить в стране крупные турниры. Но попутно глава государства ставил задачу завоевать медаль в Пекине.

Осенью 2005-го состоялась внеочередная конференция БФКС, где высокое задание было донесено до широких масс. Выступил и Александр Григоров: “Федерация конного спорта в нашей отрасли — одна из самых сильных по подбору и составу кадров. Сейчас задача состоит в том, чтобы бросить все имеющиеся у вас ресурсы на возрождение славных традиций этого вида спорта, а точнее, их концентрацию. Ведь традиции никуда не исчезли, просто на данный момент все как-то разобщено. В Беларуси есть прекрасные тренеры, которым по силам решать самые серьезные задачи” (цитата из печатного органа Минспорта).

Итак, славные традиции и кадры есть, календарь и центры будут в ближайшее время. Получалось, что не хватает лишь коня, которому под силу привезти белорусскую всадницу к олимпийской медали.

Поэтому “на конференции были высказаны предложения купить новую лошадь, благо деньги для этого, по заверениям Александра Григорова, есть. Но тут же всплыл вопрос: а кто продаст нам подобную лошадь, вместе с которой Ирина Лис гарантированно может добыть медаль в Китае? Министр призвал более детально изучить данный вопрос”.

Изучили. И коня по имени Рэдфорд купили в Австрии. Причем в миллион, как утверждают, долларов нам обошлась лошадь, появившаяся на свет в деревне Вертелишки Гродненской области! Только продана она была в Россию, а затем вместе с хозяином переехала в Западную Европу. Выходит, селекционно-племенная работа не стояла на месте, только вот ее плоды попадали почему-то не в белорусский спорт.

Оформление дорогостоящей покупки заняло, по словам зампреда федерации Натальи Юрановой, почти семь месяцев. Рэдфорд простаивал. Затем его слишком рьяно взялись тренировать, в результате перегрузки у коня воспалилась связка, и врачи рекомендовали щадящий режим в течение четырех месяцев. А шел уже 2007 год...

Тем временем Ирина Лис продолжала работать с Проблеском, с которым на Олимпиаде в Афинах заняла 24-е место. Но, как говорила тогда сама Лис, и это прозвучало во многих СМИ, старый конь не сможет помочь хозяйке в Пекине, так как на Играх введены возрастные ограничения (до 18 лет).

Лис обеспечили календарем сборов и соревнований. Из 480 миллионов рублей, пущенных на конный спорт в 2007-м, именно на Ирину потрачено 220 миллионов. В прошлом году она, взяв с собой из Беларуси Проблеска и Рэдфорда, провела 18 сборов в Англии, Австрии, Германии. Готовилась под руководством финской всадницы Киры Курклунд, которая в свои 52 года значится в мировом рейтинге на 9-м месте.

И в минувшую среду министр пожаловал на заседание президиума БФСК с тем, чтобы поинтересоваться: “Что еще нужно сделать?” И державшая ответ гостренер Юранова (в отсутствие спортсменки, а также ее личного тренера и мужа Александра Лиса), даже не нашлась, что еще попросить.

Наталья Юранова доложила, что сейчас всадница в Центрально-Восточной Европейской зоне занимает второе место, а в олимпийской квалификации — 5-е (это среди тех, чьи команды не отобрались. — “ПБ”.). В 2007 году, выступая на обеих лошадях, Лис завоевала на этапах Кубка мира шесть золотых, тринадцать серебряных и две бронзовые награды. Предстоит участие еще в пяти квалификационных турнирах, последний из них состоится в Гомеле в конце апреля. Зампред федерации и гостренер в одном лице заверила, что Лис стопроцентно отберется на Олимпиаду. Вся информация звучала оптимистично.

Однако когда Григоров завел речь о задаче по завоеванию медали, ему пришлось приложить немало усилий, чтобы буквально выжать из Юрановой сдавленное “Да”. Она-то пыталась ему донести, что, дескать, будет хорошо, если Лис попадет в десятку! Но министр, напомнив о затратах, оказался непреклонен: “Как говорят в Одессе, за базар надо ответить!”

Но самое поразительное — Юранова под занавес вдруг заговорила о том, что на Олимпиаду, которая для конников пройдет в Гонконге, не стоило бы везти Рэдфорда! Она мотивировала тяжелыми климатическими условиями, трудностями транспортировки, а главное — опасностью укуса неведомого белорусам японского энцефалитного клеща!

Когда в перерыве я отозвала Наталью Ольгертовну в сторонку и спросила, мол, а как же возрастные ограничения, под которые попадает Проблеск? Неужели вышел снимающий их документ, или это исключительно для белорусов пошли навстречу? На что получила уклончивый ответ, что 18-летнему Проблеску ничего не мешает принять участия в Олимпиаде. Неужели возрастные ограничения были кем-то придуманы, чтобы стимулировать приобретение чудо-коня за рубежом?!

Выяснилось и то, что Рэдфорд в отличие от Проблеска еще не имеет олимпийской квалификации! Правда, зампред федерации меня заверила, что трудностей для получения не возникнет. Однако, по информации с сайта международной федерации, коню необходимо на двух разных турнирах набрать не менее 64 процентов. Заглянув же в послужной список Рэдфорда, можно увидеть, что он еще ни разу за последний год (из восьми стартов) не набирал искомую сумму! В то время как пожилой Проблеск при всей субъективности судейства меньше 66 процентов в прошлом сезоне не получал. Вот так купили...

Снимем розовые очки и рассмотрим многочисленные призовые места на этапах Кубка мира. Они заработаны больше частью в Польше, Чехии, Словении, Венгрии, куда из сильнейших всадников мира выбираются единицы. Гораздо реальнее отражает ситуацию мировой рейтинг — в нем Ирина Лис с Проблеском занимает 38-ю позицию. А с Рэдфордом лишь 192-ю!

Есть смысл обнародовать и достижения белоруски на официальных соревнованиях (на Олимпиаде в Афинах, напомню, она стала 24-й): чемпионат Европы 2001 года — 30-е место, чемпионат мира-2002 — 32-е, ЧЕ-2003 — 56-е, ЧЕ-2005 — 57-е, ЧМ-2006 — 53-е. О какой медали на предстоящих Играх, куда допускаются пятьдесят участниц, может идти речь?!

Говорят, спортсменка безгранично любит свое дело, готова ухаживать за лошадью с утра до вечера. Но, уважая ее труд, признавая талант, позволивший пробиться в элиту аристократического спорта, хочется поговорить о другом: откуда растут ноги у очередного нашего заблуждения?

На упомянутом заседании президиума БФСК люди говорили о том, что мало внимания уделяется резерву, что не хватает лошадей, коневозок, стартов и так далее. Попросили министра и председателя федерации пригласить западноевропейских специалистов, которые обучили бы наших тренеров. Одновременно прозвучало, что далеко не все пункты из протокола поручений президента, данных в 2005 году, выполняются. Вот и получилось, что, потратив миллион долларов, мы пока еще не обеспечили даже попадание чудо-коня на Олимпиаду, не говоря уже о чем-то другом.

Кстати, кандидатом на участие в Играх является также троеборец Вячеслав Пойто. Для него тоже купили боевого друга, причем не одного, а двух — по 40 тысяч евро каждый. Однако Лонг-Джон был приобретен, по выражению Михаила Рыбака, тренера спортсмена, “почти нулевым”, и он сгодится разве что в будущем. Обелиск же не выдержал гонки за лицензией и получил травму, а к следующей Олимпиаде он будет уже слишком стар. Придется белорусу выступать в олимпийском Гонконге на доморощенной Энергии. Причем соль-то здесь в том, что ни Пойто, ни его тренер не принимали участия в покупке! На вопрос “почему?” Рыбак отослал журналистов к ответственным лицам федерации.

Но, право же, пусть они сейчас сами разбираются, кто виноват, ведь после Олимпиады все равно все точки расставят и без их участия.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)