Литовский актер: «Возле наших пятизвездочных гостиниц стоят дорогие машины с белорусскими номерами, и мы все это фотографируем и высылаем в нашу службу безопасности»

Активист и волонтер Олег Шураев — о Литве и Украине, русских и белорусах.

Олег Шураев

— В литовском контексте события в Украине — это одно из наиважнейших событий за последние 30 лет, — считает известный в Литве стендап-комик и видеоблогер Олег Шураев. — История Литвы очень схожа с историей Украины еще с 1863 года, когда вышел Валуевский циркуляр, а для Литвы 1864 год — это полный запрет книгопечатания. То есть наша история идет практически параллельно, и мы понимаем, в чем проблема.

Олег Шураев родился в Киеве, но более 30 лет живет в Вильнюсе. После 24 февраля он активно поддерживает Украину, занимается волонтерством и организацией митингов по всей Европе.

— Не все люди на Западе понимают, что Россия — это колониальная держава, которая, в свою очередь, не понимает, что другие народы не должны и не могут быть колонизированы — ни литовцы, ни латыши, ни эстонцы, ни поляки, ни украинцы, ни белорусы. Эти пробелы я пытаюсь восполнить, разговаривая с людьми в разных странах на их языках, — рассказал Шураев в эфире FREEДОМ.

Я вижу русских людей в Европе. Это странные люди. Это люди, которые не понимают своей вины. Мы, литовцы, ощущаем свою вину за то, что в 2014 году не дожали на все кнопки SOS.

И сейчас Литва и другие страны так активно включились в движение поддержки Украины не потому, что боятся Россию, а потому что чувствуют свою ответственность.   

9 мая мы стояли перед кладбищем целый день и напоминали про Бучу, про Ирпень, про то, что сейчас переживает Украина, и проводили очень ясные параллели с тем, что советская Красная  армия делала в Литве в 1944 году. И тогда принципы были те же: и насилие, и концентрационные лагеря, и фильтрационные лагеря, и массовая депортация.

Отмечая большой вклад своей страны в помощь Украине, тем не менее, активист считает, что деньги не должны становится на пути справедливости.

— Вопрос денег — он отвратительный, циничный. Мы активно боремся с российскими компаниями, которые не уходят из Литвы. И у литовцев есть бизнес в России, с которым не все спешат распрощаться. Мы до сих пор не знаем, сколько российских денег в Литве. И я вижу определенную проблему, связанную с этим, не только в литовском, но и в европейском обществе.

С одной стороны, мы помогаем Украине и стараемся делать все возможное, с другой стороны, мы принимаем русских людей, и у государства нет инструментов, чтобы проверить, что это за люди, откуда их деньги. Явно, что не все они беженцы.

Недавно у нас в Паланге отдыхал человек из Беларуси, один из бизнес-партнеров Лукашенко. Возле наших пятизвездочных гостиниц стоят дорогие машины с белорусскими номерами, и мы все это фотографируем и высылаем в нашу службу безопасности.  Мы должны остановить эти переборы. Это лицемерие.

Шураев объясняет, почему молодое поколение в России поддерживает чудовищные идеи из прошлого.

— Почему молодые люди становятся ватниками? Люди не отдают себе отчет. Это вопрос культурного кода и воспитания, когда молодое поколение предпочитает жить так же, как их родители. Это болезненный вопрос. Такие люди есть и в Литве, и не только, и в Украине.

В основном это неудачники, люди необразованные в том смысле, когда образование — это система ценностей, согласно которой ты понимаешь, что твой взгляд на мир может быть ложным. 

Я сам человек, который окончил русскую школу, а потом поступил на исторический факультет в Литву и прочитал литовский учебник по истории. Тогда я как будто открыл для себя новый мир. Потому что мне всю жизнь говорили, что литовцы — это крестьяне без образования, а, оказалось, что Вильнюсский университет появился на два века раньше, чем Московский государственный.

Потом я стал изучать историю Украины — и у меня вообще был шок. Ведь в русской школе рассказывали, что только у них великая культура. В этом вакууме живут люди в России, у них Вторая мировая война, победа, в руках айфоны — и все.

Получаются такие молодые, даже не патриоты, а нигилисты. Потому что российская пропаганда, особенно за границей, сейчас не пытается посеять любовь к России, нет. Они внушают, что главной мыслью должно быть то, что все плохие — и украинцы, и американцы, и все остальные. У них такая система ценностей — постоянно юлить, мышление «кривых зеркал», — говорит Олег Шураев. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(34)