Поскольку дело было в Кишиневе, то требуется воображение, чтобы сходу придумать, какие-такие дипломатические секреты там можно за такие деньги приобрести.
«Либо роль дипломата играл кадровый сотрудник другого ведомства, либо вся история – фантазия»
Старший исследователь «Центра новых идей» и бывший дипломат Павел Мацукевич — о новом шпионском скандале между Беларусью и Польшей.
– Шпионские скандалы являются естественным спутником международных отношений, – пишет Мацукевич в свежем выпуске Пульса Ленина-19. – Они случаются как между недругами, так и среди друзей, но есть большая разница, как с ними обходятся одни и другие.
Например, когда в 2013-м в Германии узнали, что американское ЦРУ прослушивает телефон федерального канцлера, то тоже был скандал, но обе стороны хотели его поскорее замять. Несмотря, что подслушивать канцлера было, конечно, с американской стороны не по-товарищески – сильно подрывало трансатлантическое доверие в глазах верующих.
Немцы вызвали на ковер американского посла в Берлине, заявили ему протест и потребовали объяснений. Были созвоны лидеров Германии и США.
Скорее всего, Берлин и Вашингтон предпочли бы и вовсе не предавать инцидент огласке, а поругаться по закрытым от широких народных масс правительственным или дипломатическим каналам, не устраивая сцен. Однако история попала в СМИ, не оставив выбора – пришлось для вида немного поскандалить публично.
В среде недругов иное обращение со скандалами. Для них они оружие «уничтожения» оппонента. Поэтому скандал иногда раздувают, как из мухи слона, чтобы набросить тень на плетень и таким образом дискредитировать недруга. А бывает, что скандал даже придумывают.
Можно предположить, что примерно по этой логике развиваются шпионские истории между Беларусью и Польшей.
Их новейшая глава была недавно представлена зрителям телеканала «Беларусь 1» и это само по себе хрестоматийный пример намеренной публичной огласки того, что могло без нее обойтись в других отношениях.
Согласно показанному на днях по беларускому ТВ сюжету, польские спецслужбы пытались завербовать беларуского дипломата, предложив ему 100 тысяч евро.
Может, закрытые данные о беларуско-молдавской торговле в тоннах, штуках, долларах и поставщиках? В этой шутке – доля шутки, потому что беларуские власти сделали из внешнеторговой статистики в разрезе стран государственный секрет. Данные уже несколько лет как не публикуются.
Однако такие секреты не продаются, потому что вряд ли кому-то нужны.
На самом деле попытки вербовки иностранных дипломатов – не редкость, поскольку эта рутинная задача спецслужб, наверное, всех стран, которые их имеют. Такая же, как тушить огонь у пожарных или продвигать интересы у дипломатов.
Что интересно: в нашем случае наш дипломат денег по сюжету на ТВ не взял, что естественно, но умудрился записать разговор и заснять вербовщиков и тысячи евро на камеру, а вот это впечатляет.
Таким операторским навыкам на факультете международных отношений дипломатов не учат.
Одно из двух (или все вместе): либо роль дипломата играл кадровый сотрудник другого ведомства, либо вся история от «а» до «я» – фантазия создателей подобного бесплатного разоблачительного кино а-ля «Беларусьфильм».
Интересно и то, что по версии ТВ, рандеву в Кишиневе было встречей коллег, знакомых по предыдущей командировке. В дипломатической среде такое случается часто. Мир тесен: познакомились, когда работали в своих посольствах в одной стране, потом случайно пересеклись в командировках уже в другой.
При этом польский коллега был разоблачен беларусским телевидением как разведчик, который работал под прикрытием в МИД Польши по линии подразделения дипломатической безопасности. Что делает еще более вероятным, что и беларусский коллега тоже имел аналогичное дипломатическое прикрытие.
Завербовать сотрудника спецслужб, предположительно, куда ценнее, чем среднестатистического дипломата. Возможно, поэтому и столько евро.
«Медовая ловушка» для патриотов
Исторический опыт показывает, что спецслужбы пытаются взять на удочку не только рядовых дипломатов и разведчиков под дипкрышей, но и послов. Методы вербовки могут быть очень разными, не обязательно связанными с деньгами. Бывает, что ловят на любовь к родине и не только к ней.
Один из самых громких случаев про «не только» связан с послом Франции Морисом Дежаном, работавшим в СССР в конце 1950-х – начале 1960-х.
Советские спецслужбы целенаправленно подбирали к нему ключи и подобрали на слабости к женщинам. Операция по вербовке этого дипломата заняла несколько лет и в ней были задействованы около 200 человек.
Вуаля ее краткое содержание: француза свели с советским бомондом и влиятельными сановниками – подставными или связанными со спецслужбами. И на одной из «случайных», но специально организованных встреч также «случайно» познакомили с молодой актрисой Ларисой Кронберг, снявшейся потом во многих советских фильмах.
Завязался роман и в одно из жарких постельных свиданий случился драматический финал: на квартиру, где все происходило, нагрянули обманутый муж с приятелем, которые тоже, как и Лариса играли отведенную роль. Они вытащили посла из постели, профессионально избили (без следов побоев), а успокоившись – пригрозили заявлением в милицию.
Чтобы избежать скандала, француз решил обратиться за помощью к влиятельному советскому знакомому, который на самом деле был главным режиссером всего этого любовного кино, и круг замкнулся. Тот, конечно, все разрулил, но в обмен на встречные услуги. Занавес.
Исторический пример вербовки дипломата, связанный с согласием к сотрудничеству из любви к родине, касается посла Болгарии в СССР Ивана Стаменова.
Про него есть в мемуарах Павла Судоплатова («Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля»): Стаменов был завербован в 1930-х в Риме, когда работал третьим секретарем посольства Болгарии.
Так вот, этот дипломат симпатизировал Советскому Союзу и пошел на сотрудничество из чисто идейных соображений, рассматривая СССР как единственную гарантию защиты болгарских интересов на Балканах и в Европе в целом.
Словом, бывало всякое, ничто шпионское не ново под Луной, чтобы в беларусском случае говорить о сенсации.
Реакция официального Минска на актуальный шпионский инцидент пока отражена в публичной огласке (через ТВ) и в ноте протеста беларуского МИД, врученной польскому дипломату, но это еще не все.
Вполне возможно, будут какие-то иные последствия. Это в принципе уже анонсировано пресс-секретарем МИД, но еще не конкретизировано на момент выхода текста.
Обычно за такими скандалами следует высылка дипломатов, но в нашем случае этот ресурс на грани исчерпания, что чревато тем, что некому будет вручать следующую ноту.
Примерно два года назад Россия вызывала на ковер в МИД посла Нидерландов в Москве, чтобы выразить ему протест из-за попытки завербовать военного атташе посольства РФ в Гааге со стороны Великобритании. Не со стороны Нидерландов. Россияне жаловались нидерландцам на британцев, что было зафиксировано несколько подобных случаев.
Как вариант, Минск мог бы не отставать от союзника и тоже вызвать на беседу не только главу дипмиссии Польши, но и посла Молдовы, чтобы высказать и ему свое «фи» в связи с валютным искушением, которому подвергли польские спецслужбы беларуского «дипломата» в Кишиневе. Так сказать, расширить географию скандала на всех участников, но сэкономить на высылке дипломатов.
Они и так в дефиците, и это явно не на пользу отношениям.
Читайте еще
Избранное