Филин

Марина Михайлова

Леонид Смиловицкий: «Фашизм перешел из прошлого в настоящее, и на наших глазах он делает то, против чего воевали наши отцы и деды»

Историк — о невыученных уроках 9 мая.

В стремлении присвоить себе победу в Великой Отечественной войне Россия, похоже, преуспела: в последние три года на парад Победы в Москве 9 мая из мировых лидеров не приезжает никто. Компанию Путину составляют разве что лидеры некоторые постсоветских стран.

Зато остальные бывшие республики, а ныне независимые государства, все больше дистанцируются от советской праздничной даты. С инициативой установить в Украине 8 мая Днем памяти и победы над нацизмом во Второй мировой войне, а 9 мая — Днем Европы — выступил Владимир Зеленский.

О десоветизации Дня Победы и отказе от советских стереотипов, символизме военных парадов и о том, почему всему миру так важна победа Украины, Филин поговорил с израильским историком, доктором наук Леонидом Смиловицким.

Леонид Смиловицкий

— «Наследники победителей» умудрились исказить смысл знаковой даты настолько, что большинство стран мира сегодня не хочет иметь ничего общего с советским Днем Победы, а отмечает День памяти. Посылы очень разные. На ваш взгляд, какой из них должен остаться в истории?

— Начну с того, что память должна объединять, а не разъединять. Так было в послевоенные годы, когда был найден общий консенсус. Никто не подвергал сомнению, что память о Второй мировой нужно чтить и делать все для того, чтобы это не повторилось.

С 9 мая 2022-го прошел год, но человечество за это время не стало мудрее, хотя и лишилось многих иллюзий.  Как мы видим, Россия — дежурный председатель в Совете Безопасности, и в то же время недавнее голосование в ООН по Украине, где союзники России: Китай, Казахстан, Узбекистан, Армения, выступили против агрессии режима Путина в Украине. И это весьма говорящие примеры.

Отношение к 9 мая 1945 года у всех, кто жил в Советском Союзе, в подкорке головного мозга. Наше отношение к этой дате всегда казалось незыблемым, и тут вдруг такое…

Победа советского оружия над нацистской Германией на наших глазах цинично используется для пропаганды российской армии, которая присвоила себе славу и заслуги Красной Армии.

Приходится слышать, что Красная Армия в Германии вела себя точно так, как российская армия в Украине. Это неправда. Работая над своей книгой «Евреи в Красной Армии. Переписка между фронтом и тылом», я документально изучал этот вопрос.

В первые месяцы 1945 года военные трибуналы Красной Армии осудили 4148 советских офицеров и рядовых, допустивших насилие над мирным населением Германии, некоторым из виновных были вынесены смертные приговоры. Многие советские солдаты и офицеры сами решительно боролись с грабежами и унижениями мирных жителей.

Советские солдаты несли миссию освободителей не только государствам Восточной, Центральной и Южной Европы, но и тысячам иностранных рабов, вывезенных за годы войны немцами из оккупированных ими стран. Они освобождали концлагеря в Польше и Германии (Освенцим, Заксенхаузен и другие).

Но разве сегодня командование российской армии возбудило хотя бы одно уголовное дело против собственных солдат и офицеров за военные преступления против гражданского населения оккупированной Украины?

Мне особенно это обидно как сыну ветерана войны Лейбы Смиловицкого, ушедшего добровольцем в 17 лет и служившего в противотанковой артиллерии 45-мм пушек, стрелявших по танкам прямой наводкой.

Папа рассказывал, что не надеялся с войны вернуться живым, но верил в конечную победу над врагом. Почему? Потому что всех не убьют, считал он, а «дело наше правое».

Несколько дней назад, 4-5 мая, в Иерусалиме состоялась международная конференция по итогам Второй мировой войны и Холокоста. В Институте Яд Бен Цви было заслушано 22 доклада, в том числе из Беларуси. Но только половина исследователей смогли приехать лично: нет шенгенской визы, дорого и долго, а кого-то вообще просто не пустили, кто-то отказался сам. В таком случае, они выступали в зуме.

Я обратил внимание, что выступление российских историков, которые недавно репатриировались в Израиль, и тех, кто прибыл только на конференцию, заметно отличались.

В Беларуси 9 мая, конечно, будут связывать с новым Законом о геноциде. На Украине станут повторять о геноциде украинского народа. Тогда как это исторически неверно. Геноцид во Второй мировой войне касался ТОЛЬКО евреев и цыган (глобально и тотально, т.е. всех и везде, а это было только с евреями и цыганами), поэтому единственно правильно говорить о военных преступлениях, а не геноциде.

— В Израиле второй год не проводят парады на 9 мая. С приходом новой волны репатриантов, в том числе бежавших из России после мобилизации, не поступали предложения возродить советские традиции?

— Парада в Израиле нет в 2023 году, состоялись только два заседания в Кнессете, куда 9 мая привозят участников войны со всей страны. Но людей, которые с оружием в руках воевали в боевых порядках, осталось так мало, что к участникам войны 1941-1945 гг. у нас приравнивают и детей войны, и тех, кто пережил эвакуацию.

Неделю назад в Союз ветеранов и инвалидов Израиля поступила просьба от посольства Беларуси — найти людей, которым можно вручить медаль «80 лет освобождения Беларуси в Великой Отечественной войне». Таковых в Иерусалиме нашлось всего двое: Абрам Гуткович и Зяма Семейный (остальные ветераны — выходцы из Беларуси — лежачие инвалиды в домах престарелых, и в пафосной церемонии награждения поучаствовать физически не могут).

Не будет в Израиле и парада «Бессмертный полк», хотя эта российская традиция к нам перекочевала и продержалась несколько лет: с большими портретами выходили дети и внуки людей, воевавших с нацизмом, и вроде как преемственность сохранялась. Но сегодня в России это все это переиначили, записывая в «Бессмертный полк» солдат, погибших на фронте в Украине. Это все поддерживать в Израиле не собираются, и можно сказать, что традиция умерла.

Израильское гражданское общество — целиком и полностью на стороне Украины. Вы не увидите у нас георгиевских ленточек или российских флагов. Дипломатов России и Беларуси никуда не приглашают, только по официальному протоколу, СМИ и общественные организации их игнорируют.

Хотя нужно сказать: те выходцы из бывшего СССР, которые смотрят ТВ из Москвы, отравлены ядом российской пропаганды и встали на сторону Путина. Но это довольно пожилые люди, их немного, и их нигде не слышно в общественном поле, свой протест они выражают разве что в семейном кругу, споря с детьми.

До событий августа 2020-го, рассказывает ученый, на встречи с израильтянами, выходцами из Беларуси, несколько раз в год, в том числе на 9 мая, приезжали посол или консул Беларуси. Теперь их давно уже никто не приглашает. Более того, люди говорят: если они приедут — мы не придем. Сами же белорусские дипломаты все понимают правильно, но у них другие инструкции:

— Они согласились служить нынешнему режиму — в отличие от Игоря Лещени, бывшего посла Беларуси в Израиле, и Андрея Садовского, которые за свою позицию были разжалованы, уволены, арестованы...

Резюмируя, как изменилось отношения к 9 мая, историк называет эту дату «водоразделом» между прошлым и будущим, который возник стихийно в сознании людей.

— Сегодня 9 мая воспринимается как сюжет пропаганды режима Путина, потому что Россия сделала все, чтобы присвоить себе победу. Как будто никто больше с нацизмом не воевал.

40% всех солдат и командиров Красной Армии были украинцами или с украинскими корнями. А 2/3 материального снабжения сталинской армии приходилось на союзников по антигитлеровской коалиции (солдатские ботинки, тушенка, оружие, патроны и снаряды, самолеты и грузовики «студебеккер», авиационный бензин, стратегическое сырье, подшипники…).

— Год назад в интервью «Салідарнасці» вы говорили о том, уместны ли в принципе парады во время войны. Сегодня хочется сравнить символизм таких разных событий.

Парад 7 ноября 1941 года в Москве советские историки называли символом мужества, во многом даже военной операцией по поднятию боевого духа. Парад 9 мая 2023-го совершенно о другом. На ваш взгляд, символом чего он станет?

— Я не думаю, что люди в России сильно рвутся на этот парад. Вообще, я довольно скептически оцениваю якобы огромную поддержку российским населениям Путина. В России ведь все по пословице «Ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак». И как должны вести себя зависимые люди в несвободном обществе? А власть в ответ откупается от матерей убитых солдат деньгами, да и то не всем платит.

В моем сознании выстраивается прямая аналогия между тем, что происходит сегодня в Украине, и тем, что случилось в годы Второй мировой войны. Только знак поменялся, и те, кто выступал освободителями, стали захватчиками, пытаются назвать белое — черным, а черное — белым, жестоко подавляя несогласных.

Но режиму Путина не выстоять. Страна, которая дает 1,5% мирового ВВП, не может тягаться с Западом ни в плане экономики, ни в гонке вооружений. И ей не прикрыть свои поражения (материальные, духовные, идейные) ни Днем 9 мая, ни историей прошлых побед.

Сегодня в России у власти люди, озабоченные только личной безопасностью и обогащением. Обратите внимание — все дети российских бонз, генералов, банкиров, управленцев, госслужащих проживают за границей, на «загнивающем Западе», а не в рядах защитников родины и не работают на ее процветание. Так что — это пока на фронте затишье, а после все покатится очень быстро, и иллюзию великой и сильной державы сохранить не удастся.

— Есть приписываемое Александру Суворову крылатое выражение «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат». Сегодня осталось совсем немного участников Второй мировой (в Беларуси, по официальным данным, живет всего 1500 ветеранов, и самым молодым из них 96 лет). Спустя несколько лет солдат той войны уже не будет в живых. Говорит ли это о том, что нацизм побежден?

— Я бы сказал иначе. Советский Союз победил фашизм, но фашизм пришел в Россию. Налицо все его признаки: принцип исключительного национального превосходства, принцип силы в отношении своих соседей, подавление инакомыслия, отсутствие любых демократических форм и свобод. Фашизм перешел из прошлого в настоящее, и на наших глазах он делает то, против чего воевали наши отцы и деды.

Что до выражения о последнем солдате — это красивые слова. Но когда умрет последний живой участник и свидетель, придет новое поколение, которое не знакомо с ужасами войны. И тогда все повторится. Война будет другой и более изощренной, когда со спутника в космосе все видно как на ладони, когда воюют дроны и роботы, когда противника обстреливают за 150 км от линии фронта, а солдат стал профессиональным специалистом. У него и бронежилет, и каска с прибором ночного видения.

У России всего этого нет: ни мотивации, ни кадров, ни технической оснащенности, ни международной поддержки, поэтому она обречена. А у Украины эта поддержка есть, и вопреки заявлениям кремлевских идеологов, все идет по нарастающей — потому что каждая страна, которая помогает Украине бороться, делает это не столько из гуманитарных соображений, но и из соображений собственной безопасности. Исход войны понятен. Хотелось бы, конечно, чтобы было меньше крови и жертв.

Пришла пора отказаться от старых мифов, один из которых — это праздник «победобесия». Нужно иди вместе со всем миром, а не против него. И спустя 80 лет после окончания Второй мировой войны пора выучить уроки истории, которая она нам преподнесла.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(27)