Леонид Щемелёв: «Если рядом нет жены — товарища и друга — мужчина неполноценный»

Их союз строился вопреки желаниям близких и людской молве. В то время Леониду Дмитриевичу было 40, он был женат, растил двух дочерей. Светлана оказалась на 17 лет моложе...

Их союз строился вопреки желаниям близких и людской молве. В то время Леониду Дмитриевичу было 40, он был женат, растил двух дочерей. Светлана оказалась на 17 лет моложе возлюбленного, на руках был маленький сынишка. Развод дался художнику тяжело... В такой ситуации судьей может выступить лишь время. Именно оно расставляет все по местам: в этом году Светлана Николаевна и Леонид Дмитриевич празднуют сапфировую свадьбу - 45 лет вместе...

Светлана пришла преподавать физику в Минское художественное училище, где Леонид Дмитриевич уже обучал студентов живописи.

- Реакция окружающих была очень негативной… Сейчас вспоминаю и понимаю, что пережить такое можно было только по молодости, - уверена Светлана Николаевна.

Мы встречаемся с четой Щемелёвых в мастерской Леонида Дмитриевича в знаменитом «Доме художников» на Сурганова в Минске. Гляжу на мастера и не могу поверить, что 5 февраля ему исполнится 90!.. Передо мной ни дать ни взять щеголь: в белоснежной рубашке и ярком желтом джемпере, джинсах и модных туфлях. И супруга под стать: в бледно-розовом пиджаке поверх черного джемпера и брюк, в стильных лаковых ботиночках на каблуках. Не пара - загляденье!

- Наверняка уходу из семьи сопутствовал разгром и по партийной линии? - вспоминаю про суровые нравы советских времен.

- А муж никогда не состоял в партии. Но вот из училища пришлось уйти. Слишком много было осуждения: «Бросил семью, а она - разлучница!» Это было ужасно...

Позже в училище поступили его дочери, и постепенно все успокоилось…

Для Леонида Дмитриевича существует только творчество: его мастерская, картины, общение с коллегами... Фото из альбома "Час и прастора Леаніда Шчамялёва"

- Можно сказать, что у вас случилась любовь с первого взгляда?

- Нет, у меня это было осознанное чувство, - уточняет супруга. - Придя в училище, я уже много о нем знала. Моя одноклассница вышла замуж за сына директора училища, и я постоянно слышала про гениального Щемелёва. Работая рядом, еще сильнее поняла, насколько этот неординарный человек отличается от моих сверстников.

- Она преувеличивает… - довольно улыбаясь, смущается мастер.

- Откуда ты знаешь, как это было у меня? - кокетливо интересуется у мужа Светлана Николаевна. И тут невольно понимаешь, что настоящим чувствам даже многие десятилетия не помеха!

Их союз строился вопреки желаниям близких и людской молве, Фото из семейного архива

- Сложность была очень сильная, - качает головой художник. - Не было ни кола, ни двора. А в Союзе художников руководили люди, которым я не нравился…

Говорить про чувства к супруге Леонид Дмитриевич не любит. Как и про все остальное, что не касается его мастерской и картин.

- Конечно, были и любовь, и страсть, но главным для меня было то, что мы смотрели в одну сторону. Мы будто связаны друг с другом, одиночество ведь убивает человека напрочь...

Леонид Щемелев: "Я считаю, что нужно, как и ледовые дворцы, строить большие музеи…". Фото из альбома "Час и прастора Леаніда Шчамялёва"

«Пять лет мы спали на полу в мастерской…»

- Мы стали жить в его мастерской, в доме напротив ГУМа, - продолжает рассказ жена художника. - Условий - никаких: сын спал на маленькой кровати, а мы стелились на полу - единственный диван был непригоден для ночевки…

- Да нормальный он был, - улыбается Леонид Дмитриевич. В этом весь мастер: то, что не касается творчества, для него «все пустое, ерунда да мелочи жизни!»

- Помню, я каждый день мыла пол, потом расстилала какие-то вещи, на которых мы и спали. Это был конец 60-х, относительная демократизация. В нашей мастерской собирались художники, музыканты, поэты. Споры, дымовая завеса, спиртное лилось рекой… Рядом другие мастерские художников, которые приходили лишь днем.

Коридор был общий, как и туалет с умывальником. Естественно, за чистотой никто не следил. И я драила, драила, драила... А потом не выдержала и повесила объявление: «Унитаз должен сверкать, как глаз! Помни всегда - не ставь ноги туда!» (Смеется.)

В таком состоянии мы жили пять лет…

Фото из альбома "Час и прастора Леаніда Шчамялёва"

- У каждого из вас до знакомства была своя жизнь. Что привлекло друг в друге?

- В то время мы были какие-то безоглядные, не задумывались, - супруга и сама сейчас удивляется своей смелости. - У него ведь и быт был налажен, дети… А мы начинали с нуля: ни денег, ни квартиры, ни перспектив.

Щемелёва в то время ругали за формализм, выставки критиковали - никакой стабильности. Но для меня он был героем нашего времени! В то время все осторожничали в высказываниях, разговаривали разве что на кухне. А Леонид Дмитриевич никогда не боялся отстаивать свое мнение. И еще меня очень привлекла его увлеченность своим делом. В него были влюблены все студенты, а он обожал живопись...

Светлана Николаевна признается, что семейная жизнь - это тяжкий труд. Ведь сходятся два разных человека, с разными характерами, воспитанием, представлениями о жизни.

- Когда начинаешь жить вместе, понимаешь, что все мы неидеальны. И начинаешь прощать что-то ради чего-то. Для меня это были его бескомпромиссность и смелость. А еще у мужа полностью отсутствует зависть. Для мужчины, мне кажется, это очень важно. Ведь всегда найдутся более успешные и богатые. Кто-то сказал замечательную фразу: «Зависть - это онкология души. И она не лечится…»

С друзьями: Генадзем Буравкиным и Рыгором Бородулиным. Фото из семейного архива

«Курить муж бросил в один день, со спиртным было сложнее…»

Леонид Дмитриевич печалится, что у современного общества изменилось отношение к искусству. Мол, все чаще многое сводится к деньгам, а добраться до сути, мыслить глубоко современному человеку недосуг...

Художник приходит в мастерскую и в будни, и в праздники. И даже в… мороз!

- Раньше на выставках людей было много. И непонимающие были, но приветствовали как! Жюри отбирало работы на всесоюзные выставки, это всегда было событие!.. Сейчас наш Художественный музей стал слишком мал, сколько хороших работ лежит в запасниках. Я считаю, что нужно, как и ледовые дворцы, строить большие музеи… - вдохновенно перечисляет художник. Я же в который раз аккуратно пытаюсь вывести его на личные откровения, разузнать, почему же художнику приглянулась именно Светлана.

- Татьяна хочет услышать: ты влюбился или нет? - смеясь, не выдерживает супруга, пытаясь вернуть мужа с небес на землю. - Причем тут кто и как тебе помогал, причем тут работа?

Леонид Дмитриевич печалится, что у современного общества изменилось отношение к искусству... Фото из альбома "Час и прастора Леаніда Шчамялёва"

- Первая семья тоже ко мне хорошо относилась. Но вначале я был студентом, случались финансовые сложности, днями находился в институте. Когда закончил, стал преподавать, стал свободнее… В это время и встретилась Светлана Николаевна, которая пришла преподавать в наше училище. Со временем я понял, что не могу жить без нее. Но говорил об этом редко, да я и сейчас немногословен. Главное, что я знаю, что чувствую…

Супруги признаются, что не на все вещи смотрят одинаково. Леонид Дмитриевич не любит отдыхать и отлучаться из страны больше чем на 10 дней. И даже на даче появляется раз в году!

- Ну от чего я должен отдыхать, никак не пойму! У меня ведь осталось очень мало времени… - Леонид Дмитриевич готовится к юбилейной выставке, которая запланирована аккурат в день юбилея - на 5 февраля будущего года. Готовит картины, приводит в порядок мысли…

С супругой и старшими дочерьми

- К прошлому юбилею так перенервничал, что попал в больницу с инсультом, - переживает супруга. - Пришлось нам с дочками все доделывать, а он потом смотрел церемонию по телевизору…

«Об этой черной полосе знала только моя мама…»

- А какой период был самым сложным в семейной жизни?

- Ни быт, ни адаптация друг к другу особую сложность не составляли. Но одно время был период разгула, когда злоупотреблялось всем… - признается Светлана Николаевна. - Сегодня творческие люди, может быть, и выпивают, но, мне кажется, не так. А тогда собрания в Союзе художников каждый раз заканчивались банкетом, потом это могло длиться днями…

После таких периодов Леонид Дмитриевич неделями болел: у него ведь язва желудка, все это было на таких нервах. И после каждого раза казалось, что больше этот кошмар не повторится. Но он быстро забывался, и все начиналось заново…

А самый лучший период - это последние лет 20. Сначала муж бросил курить, причем в один день. Однажды поехал в Ессентуки, взял с собой блок дефицитных сигарет. В комнате его поселили с серьезным соседом в военных сапогах и галифе. Он сразу грозно поинтересовался: «Куришь?!..»

- И я тут же ответил… «нет!» - улыбается художник, который с тех пор и думать забыл про сигареты.

- Со спиртным было гораздо сложнее, - продолжает супруга. - Дошло до того, что ему пришлось выбирать: или пить, или жить. Вся семья сильно переживала. И успех - надо выпить, и неудачи - тоже, вокруг постоянно такие же творческие личности, отказать трудно… Об этой черной полосе знала только моя мама. Это же длилось не год и не два - десятилетие. У меня не было тогда своей жизни, отдушины. От этого была особая тяжесть…

Леонид Дмитриевич души не чаял не только в старших, но и в младшей дочери

Лет двадцать, слава Богу, этого уже нет. И когда меня спрашивают, хотела бы я вернуть молодость, то я отвечаю, что нет: ту молодость я бы уже не пережила…

Сейчас супругам очень хочется продлить нынешний светлый период: когда выросли дети, стабилизировалась материальная сторона, ушли вредные привычки.

- И муж в творчестве стал более уравновешенный, уже понятно, что он собой представляет, - резюмирует Светлана Николаевна. - Раньше ведь каждый негатив принимал слишком близко к сердцу…

«Моему мужу завидует весь двор!»

- Зато сейчас я счастливая женщина! Муж занимается любимым делом, а я с радостью справляюсь с бытом. Представляете, он отдает мне все деньги и никогда не вникает в финансовые дела…

- Это я зря… - улыбаясь, анализирует супруг. - Учту!

- Он даже не знает, как выглядят деньги. Когда приятели пригласили его в ресторан, удивился белорусским купюрам: «А это деньги какой страны?..» Деньги нужны ему лишь в парикмахерской.

Леонид Дмитриевич всегда любил писать портрет любимой супруги

Помню, когда перестраивали дачу, я ему сказала: «Осталось немножко доделать и заплатить тысячу долларов». Он очень удивился: «А у тебя есть такие деньги?..»

И еще важно, что он не лезет ко мне на кухню, не смотрит, что вымыто, что недожарено или переварено.

Так что в этом отношении я просто в идеальных условиях! Ну а бытовые мелочи для меня не в тягость. Я понимаю, что он творит, и все остальное готова взять на себя. Да ему весь двор завидует!

- Кому? - наигранно удивляется Леонид Дмитриевич.

- Тебе! А что: надел рубашечку, пшик-пшик (супруга демонстрирует, как муж пользуется парфюмом. - Авт.) - и пошел (и оба смеются)…

- Леонид Дмитриевич, всем известно, что вы - знатный щеголь! Как же вам удается стильно одеваться при такой нелюбви к магазинам?

- А я ему всю одежду по каталогам заказываю. Если не подходит - возвращаем. В магазины муж вообще не заходит…

Художник не заходит в магазины ни за едой, ни за подарками супруге. И даже цветы Светлана Николаевна покупает сама. Но не переживает - на то она и мудрая женщина!

- Я же понимаю, что никогда, даже если проживу сто лет, не смогу сделать то, что создает супруг. Так зачем же нагружать его бытовыми мелочами, с которыми я запросто справлюсь сама?

- Нет, я могу купить букет, но лучше я его нарисую! - приводит убойный аргумент художник. И на каждый праздник дарит супруге ее портрет.

«Можно быть счастливым лишь в тесной связи со своей половинкой…»

- Светлана Николаевна, у вас такой замечательный муж, наши читательницы обзавидуются!

- Бывает, я сама себе завидую! - улыбается супруга, поясняя, что иногда споры все же случаются. - У нас не сходятся взгляды на политику, а еще он очень не любит, когда я разговариваю по телефону. Поскольку детей и внуков много, то все без конца звонят. Когда звонит дочь, муж тут же комментирует: «Все, это на час!»

Иногда я не выдерживаю, объясняю, что жизнь на мастерской не заканчивается, что есть еще много проблем, которые нужно решать, помочь близким советом. Если муж не соглашается - выражаю протест: забираю свой халат и перехожу в другую комнату (смеется). Но утром понимаю - нужно общаться, жизнь продолжается.

- Леонид Дмитриевич, вы понимаете, как вам повезло с женой, цените? - не могу сдержать эмоций.

- Мне кажется, что я отношусь к жене хорошо (улыбается). Ей - что не всегда…

- Но вы понимаете, что рядом с вами ангел-хранитель?

- Да, наверное, он есть… - задумывается мастер.

- Да вот же он, рядышком… - показываю я на супругу.

- Нет, он, наверное, все же чуток повыше… - улыбаясь, не сдается художник.

Обвенчалась пара в 2002-м по совету батюшки, который спросил: «Слушайте, братцы, вы собираетесь встретиться в другой жизни? Так надо венчаться!»

- Хорошо, а вот если бы завтра Светлана Николаевна взяла и исчезла?..

- Но кто-то же должен приготовить мне завтрак… - хитро улыбается Леонид Дмитриевич. - А если серьезно, то человек может быть какой угодно талантливый или сильный, но если рядом нет жены - товарища и друга - то он неполноценный. И как бы он ни был занят творчеством или чем угодно другим - он нездоров. По-настоящему можно быть здоровым и счастливым лишь в тесной связи с близким человеком...

ДОСЬЕ «КП»

Леонид ЩЕМЕЛЁВ - заслуженный деятель искусств, народный художник Беларуси. Родился в Витебске, 89 лет.

Участник войны, награжден орденами «Отечественной войны» I и II степени, медалями.

Награжден медалью и орденом Франциска Скорины. Лауреат Государственной премии БССР, премии союзного государства за 2010 год.

Председатель правления Художественного фонда БССР (1982 - 1986), член правления Белорусского союза художников (1992 - 2002), председатель правления Белорусского союза художников (2002 - 2005).

В Минске в 2003 открыта Городская художественная галерея произведений Леонида Щемелёва, которые художник подарил городу. В Национальном художественном музее его картины выставлены в постоянной экспозиции. Почетный гражданин Минска.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)