Общество
Анастасия Зеленкова

Леонид Моряков рассказал о репрессированных учителях

Вышла книга Леонида Морякова "Рэпрэсаваныя настаўнікі». В 2-томный энциклопедический справочник вошли более 3 тысяч биографий учителей, потерпевших от репрессий советского режима.

Всего в Беларуси от рук советского террора, согласно исследованиям автора, пострадало около 4 тысяч учителей, включая преподавателей вузов и техникумов. В общей сложности, из 12 тысяч педагогов на Беларуси была репрессирована треть.

— Это была настоящая война, — рассказал «Салідарнасці» писатель. — Вырезали всех «мыслящих». А учителя в то время были действительно грамотными людьми. За эту грамотность их и уничтожали. Больше всего пострадали филологи. Были репрессированы практически все белорусисты, и те, кто осмеливался преподавать на белорусском языке. Знание родного языка — это был первый шанс быть расстрелянным. Меня удивило мужество тех учителей, которые, зная о последствиях, продолжали учить детей на белорусском.

Автору удалось отследить жизнь многих учителей до 1917 года — в книге даны их полные биографии. Также приводятся графики всех репрессированных педагогов Беларуси относительно их национальной принадлежности. Так, 66% из них — белорусы, 17% — поляки, 6% — евреи, 5% — русские, по 2% — латыши и украинцы.

— Каждое утро в 10.00 наркомом внутренних дел БССР Берман, а позже Наседкин, должны были отчитываться по телефону о проведенной «работе». Всегда их выслушивал один и тот же беспристрастный голос. По нему ни Берман, ни Наседкин никак не могли понять, достаточно ли они постреляли? Им казалось, что ими недовольны, и тогда они все увеличивали план. Позже оказалось, что многовато, и их самих расстреляли, убирая свидетелей.

Чтобы оценить масштаб потерь среди учителей, надо понимать, что на то время на 5 тысяч школ приходилось всего 10 тысяч педагогов. То есть, в среднем по 2 учителя на школу. Имеется справка следователя Быховского под грифом «совершенно секретно», где он пишет секретарю ЦК КПБ о том, что всего в Минске учителей начальных, неполных средних и средних школах 1057 человек, и тут же отмечает по пунктам, кто из них и за что подлежит репрессиям:

— жены, сыновья и дочери репрессированных — 45 человек,
— «закордонники» (т.е. прибывшие в СССР после 17 года) — 84 человека,
— исключенные из КПБ (например, по причине ареста родственника) — 36 человек,
— бывшие эсеровцы — 5 человек,
— бывшие офицеры царской армии и белой армии — 8 человек,
— сыновья бывших чиновников, генералов, офицеров, помещиков — 23 человека,
— сыновья и дочери священнослужителей — 29 человек,
— сыновья и дочери крупных торговцев, кулаков — 13 человек,
— по другим мотивам — 24 человека.

Всего же из 1057 минских учителей было репрессировано 266 человек. То есть 26%.

— НКВДист Быховский по прозвищу Садист и другие не менее ответственные товарищи подсчитали, что необходимо репрессировать каждого четвертого учителя, а репрессировали каждого третьего, — отмечает Моряков. — Перевыполнили план. Никто не хотел рисковать. Думали, чем больше схватят «врагов народа», тем лучше. Они не знали, что вскоре кровавый вождь отдаст приказ хватать и их — свидетелей и исполнителей. Кровавый вождь попробует смыть кровавые следы. И это у него почти получится. Почти…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)