Леонид Моряков показал ужас советской власти
29 марта во Дворце искусств состоится презентация 2-томного энциклопедического справочника Леонида Морякова «Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна- і царкоўнаслужыцелі Беларусі 1917-1967». О том, как готовилось это издание, трагических судьбах его героев и своих планах на будущее, “Салідарнасці” рассказал его автор Леонид Моряков.
В справочнике собраны биографии двух тысяч репрессированных священников и церковнослужителей. Про большинство из этих людей написано впервые.
— Такого издания нет ни в одной стране, — отмечает Леонид Моряков. — У меня собраны биографии практически всех священников одной страны за период с конца XIX столетия да второй половины XX. До 1917 года на Беларуси действовало примерно 1800 православных храмов. А это значит, что были репрессированы почти все священники. Кто замучен и расстрелян без суда и следствия в 1918-м, кто этапирован в Соловецкий концлагерь в 20-е, кто за 15 минут приговорен НКВД к выcшей мере наказания в 1937-м, кто выслан в Сибирь или на Дальний Восток в 1939-1941-м.
Подобная участь постигла и семью Моряковых. Дед писателя тоже был священником и, как и многие другие, был арестован и сослан в уральские шахты в 1935 году.
— Мой дед был председателем церковного совета Козыровской церкви в Минске, — рассказывает писатель. — Там в 1933-1935 году существовала организация во главе с епископом Минским Феофаном Семеняко. Эта организация занималась тем, что консультировала крестьян окрестности, как избежать вступления в колхоз. Собирались в доме моего деда. В результате их деятельности за два года практически никто в этом районе так и не стал колхозником. Власти гадали: что же это такое: все уже в колхозах, а эта часть минской области даже и не думает?
К несчастью, нашелся «добрый человек», который поведал органам причину происходящего. В итоге всех членов организации, вместе с дедом писателя, арестовали и осудили по делу так называемой организации «Двадцати пяти»: кого на 3 года, кого на 5, кого на 8 лет. Позже, в 37-38-м, многих расстреляли. Морякову-старшему, как ни странно, удалось избежать этой участи. А помогло ему в этом его умение играть в шашки.
— Дед был неплохой шашист, — рассказывает писатель. — Так получилось, что об этом узнал начальник тех шахт, где дед отбывал наказание. Он попросил, чтобы тот научил его маленького сына играть в шашки. Это его и спасло. Когда в 37-м начали вылавливать в концлагерях священников и расстреливать, начальник шахты срочно оформил моему деду новую судимость еще на 4 года. Поэтому получилось, что он как бы уже был осужден, и его «потеряли». Вот так шашки спасли ему жизнь.
Судьбы священников, описанные в книге, и правда поражают своим трагизмом. Несмотря на то, что эта книга — энциклопедический справочник, автор по возможности постарался уйти от сухого изложения фактов.
— Удалось подать судьбы этих людей более живыми. Ранее редактура выкидывала такие моменты, как «перед смертью красноармейцы пытали священника, отрезали уши, выкололи глаза», меняя на сухое «погиб во время гражданской войны». Тут же всё названо своими именами. Я специально показал весь ужас методов советской власти, которая, по сути, была хуже фашизма. Ведь фашисты не уничтожал немцев миллионами.
Так, в книге рассказывается про священника, который был расстрелян НКВДистами на глазах у своего 10-летнего сына.
— Когда его вели на расстрел, сын шел рядом с ним. Красноармейцы приказали копать могилу. В этот момент мальчик начал плакать и спрашивать, для кого? Все молчали. Перед расстрелом священник стал молиться за души свои палачей, и красноармейцы опустили винтовки. Увидев замешательство на лицах солдат, командир выхватил пистолет и выстрелил священнику в голову. Вот так, под плач сына, его и похоронили.
Как рассказывает исследователь, не редко священников не расстреливали, а пытали до смерти. И методы пыток были более чем изощренные. Одного священнослужителя решили утопить. Палачи подолгу держали его голову в воде, а когда доставали, оказывалось, что он все еще дышал. НКВДисты даже устали пробовать. И тогда они применили стандартный прием.
— Одного священника привязали к коню, — вспоминает писатель. — Лошадь пустили галопом и гоняли до тех пор, пока тело священника не превратилось в сплошной кусок мяса. Его бросили, даже не похоронив. Но кто-то из сельчан это видел. Деревенские похоронили останки около церкви. Узнав об этом НКВДисты, вырыли тело и, порубив его на куски, раскидали по округе. Сделали это для того, чтобы у людей не осталось и памяти.
Работа над книгой заняла у Морякова десять лет. Однако, по словам автора, они пролетели как одно мгновенье.
— Без выходных и отдыха я собирал информацию, отыскивал все новые сведения, сидел в архивах, искал информацию в Интернете. Сейчас, когда я смотрю на этот двухтомник, мне кажется, что это не я его сделал. Не мог я его сделать один. Думаю, мне помогли они — репрессированные священники. Помогли своим мужеством держаться на допросах, мужеством не отказаться от веры в Господа, мужеством с высоко поднятой головой идти на расстрел.
Еще до своего выхода книга смогла принести пользу. Писатель рассказал, что когда сигнальный экземпляр лежал еще на столе у издателя, его увидела одна журналистка, зашедшая в издательство по каким-то делам.
— Она вспомнила, что и ее прадед был священником, правда, семья знает о нем только то, что его арестовали. Тогда редактор посоветовал посмотреть в моей книге. Она, конечно, стала говорить, что это бесполезно, ведь даже они ничего не знают. Открывают, а там как раз о нем и написано.
В ближайших планах у Морякова — издать еще 2-томный справочник «Рэпрэсаваныя настаўнікі Беларусі», где будет дано около 4 тысяч биографий репрессированных учителей. Работа над ним уже окончена. Через месяц должна также выйти книга рассказов Морякова, которые написаны на основе судеб людей, попавших в жернова советского режима. Сейчас писатель работает над энциклопедическим справочником «Они уничтожали наших предков», где впервые будут даны сведения о самих палачах, их судьбах, «заслугах».
— Кто-то должен отомстить за все их деяния, за те пытки, на которые они обрекали невиновных людей. Пусть это произойдет хотя бы сейчас, — считает Леонид Моряков.
Презентация книги «Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна- і царкоўнаслужыцелі Беларусі» состоится в 18.00 по адресу: ул. Козлова,3.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное