Комментарии
Дмитрий Растаев, «Белгазета», фото Руслана Горбачева

Ленин жжот

В столице залили краской Ильича. Хиленько, надо сказать, залили, не впечатляюще.

Да и краска-то какая - белая. Что она символизирует? Белый цвет - цвет безмятежности...

То ли было дело в Бобруйске! Три года назад, в день Октябрьской революции, горожане проснулись и глазам своим не поверили: все бобруйские Ильичи в одночасье стали оранжевыми - видимо, в честь тогдашней «революцii померанчовой».

Городское начальство встало на уши. Главного Ильича - на центральной площади - кое-как успели отмыть к началу митинга, остальных - периферийных - драили до обеда. Разумеется, исполкомовские идеологи тут же принялись обзванивать местные газеты с предложением, от которого те не смогли отказаться: на следующий день ни одна из них и строчкой не обмолвилась об «оранжевом инциденте».

Впрочем, куда симптоматичнее оказалась реакция рядовых граждан. Те, кому по долгу службы положено носить галстук и говорить правильные слова, выходку «заводных апельсинов», разумеется, назвали вандализмом. Те, кто в каждом носящем галстук привык видеть личного недруга, довольно щурились и злорадно цедили: «Так ему и надо!»

Большинство же граждан проходили мимо, лишь на мгновение задержав взгляд на жирных оранжевых плямах. И не было во взглядах большинства ни удивления, ни довольства, словно произошло нечто естественное, легко объяснимое…

В последнее время «война с истуканами» активизировалась на всем пространстве экс-СССР. 1 апреля неизвестные пытались взорвать памятник Ленину в Санкт-Петербурге. После взрыва у бронзового Ильича образовалась дыра аккурат в том месте, куда в 1917г. он со товарищи умудрился запихнуть шестую часть земной суши.

На следующий день в Пятигорске неизвестные облили черной краской наскальное изображение Ленина, высеченное в 1925г. А в Волгограде нацепили на ленинскую лысину женский парик.

Имели место и куда более жесткие акции. Так, 3 апреля был взорван памятник вождю в украинском городке Рубежное. Несколькими месяцами ранее неизвестные вдребезги разнесли гипсового Ильича в Кременчуге, а в Сумах бетонного Ильича сбросили с пьедестала, после чего у него отвалилась голова.

Гипсового Ленина подорвали и в Рязани. И список сей можно было бы продолжать до очередной октябрьской годовщины.

И опять же, ни один из этих случаев не вызвал широкого общественного резонанса, за исключением куцых перепалок на интернет-форумах. Не полыхнуло гневом массовое сознание, не выдало бури коллективное бессознательное.

Оставив за скобками рассуждения о «вандализме», придется признать: в сознании масс борцы с монументальной ленинианой сегодня не являются носителями отрицательного кода. По сути, они делают то, что в глубине души хотели бы сделать большинство законопослушных граждан, будь в них меньше той самой законопослушности. Да, с активной позицией по «ленинскому» вопросу сегодня мало кто выступает, но это еще не значит, что вопрос снят с повестки жизни.

Многие монументы вождю пролетариата в Беларуси признаны объектами историко-культурного наследия. Спишем это на особенности современной белорусской государственности. Критическое же мышление не обманешь: бронзовые (гранитные, гипсовые) Ильичи, мультиплицированные в количестве немереном, никакой историко-культурной ценности в массе своей не представляют. Они не более чем растиражированная идеология: мертвая идеология мертвой империи. А мертвых чего жалеть?

Чудаки, заявляющие, что историю нужно уважать, а посему руки прочь от «самого человечного человека», вызывают усмешку. Почему когда речь заходит о других умопостижимых материях, о физике например, никто не говорит: физику надо уважать?

Говорят: физику надо знать. Хотя бы уже для того, чтобы не хвататься мокрой рукой за оголенный провод.

Так вот, в истории таких «проводов» не меньше, и о них тоже желательно знать всю правду, а не дурачить себя ложным уважением. Немцы чтят свою историю не хуже нашего, но «оголенным проводом» Шикльгрубера не кичатся, и памятников ему в Дойчланд юбер Аллес не сыщешь.

Позиция по отношению к личности Ленина, пожалуй, единственная, в которой сегодня не сходятся официальные идеологи и православная церковь. Причем не только в Беларуси.

После взрыва в Питере на сайте информагентства «Русская линия» появилось заявление заведующего миссионерским отделом Иркутской епархии протоиерея Вячеслава Пушкарева, сквозь пафос которого просвечивает вполне разумная мысль: «Взрыв истукана в сердце Санкт-Петербурга прогремел как набат, призывающий русский народ избавиться от всяческих рецидивов человеконенавистнического времени восьмидесятилетнего большевистско-языческого ига… Все памятники мятежникам, преступникам, человекоубийцам, и тем более их вождю Ленину, должны быть снесены».

Редкий случай, когда с витийствующим клириком хочется согласиться на все сто двадцать.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)