Спорт
Сергей Олехнович

Лекарство для футбола

В воскресенье, 15 марта, матчами 1/4 финала Кубка страны в Беларуси официально откроется новый футбольный сезон. Как отразится на самой популярной игре набирающий силу финансовый кризис?

Уверен, навлеку на себя гнев многих читателей, однако разразившийся кризис, нередко витиевато именуемый в государственных масс-медиа «новыми экономическими условиями», пойдет нашей стране на пользу. Речь, разумеется, не о реальном секторе экономики — о некоторых других областях общественно-политической жизни. Например, о таком социальном явлении как спорт. Спорт вообще и футбол — в частности.

Спорт в нашей стране уже добрый десяток лет является неотъемлемой частью государственной политики. Ему уделяется даже больше внимания, чем следует. Крылатые слова Джона Фицджеральда Кеннеди о том, что престиж нации определяется полетами в космос и золотой олимпийской медалью, конечно, никто не отменял, но, как говорят поляки, «что занадто, то не здрово».

Футбол — не исключение. Даже несмотря на то, что великая игра, рожденная в Англии 145 лет назад и по праву считающаяся во всем мире спортом номер один, в силу известных причин менее любима и обласкана в Беларуси, нежели хоккей. Ледовые дворцы растут у нас с завидным постоянством, а современного стадиона, на котором было бы не стыдно проводить международные футбольные матчи, по-прежнему нет. Как показала прошлогодняя Лига чемпионов, главная спортивная арена страны с этой ролью едва справилась: при всем желании стадион «Динамо» к 5-звездочным объектам не отнесешь, в лучшем случае, он потянет на 3,5 «звезды»…

Впрочем, разговор сейчас не о хоккее. О футболе.

На днях интернет-ресурс eSport.by опросил руководителей клубов высшей лиги, как экономическая обстановка в стране сказывается на подготовке к сезону. Подавляющее большинство ответили, что кризис не обошел их стороной. У ряда команд имелись задержки с выплатой зарплаты, а сметы на сезон-2009, хоть и остались преимущественно на уровне 2008 года, но бюджеты клубов были сформированы в белорусских рублях. А это значит, что в долларовом эквиваленте они уже «похудели» минимум на 20 процентов…

Правда, подобное более или менее благополучное положение дел далеко не везде. Председатель новополоцкого «Нафтана» Леонид Подлипский сказал eSport.by, что «по сравнению с прошлым годом смета урезана на 50 процентов, и она еще не утверждена. В связи с этим зарплаты футболистам уже урезаны, но они отнеслись к этому с пониманием и не роптали».

У гродненского «Немана» до урезания зарплат игрокам дело пока не дошло, но, по словам и.о. председателя клуба Сергея Корозы, «вполне возможно, что придется прибегнуть к этой мере. При этом коснется это всех. У нас всего два-три высокооплачиваемых футболиста, и в этом плане они погоды не делают».

Наверняка придется затянуть ремень и МТЗ-РИПО: по неофициальным данным, бюджет клуба сократился примерно на 1,5 млн. долларов. И не от хорошей жизни команду покинули Концевой, Глеб-младший, Сащеко, Бордачев — футболисты, определявшие лицо дружины Юрия Пунтуса на протяжении нескольких лет. Ну а что будет со строительством современного спортивного комплекса на месте стадиона «Трактор», о котором столько говорилось, известно, видимо, одному Владимиру Романову — литовскому бизнесмену и хозяину МТЗ-РИПО.

Наиболее же стабильное и солидное финансовое положение сегодня, пожалуй, у трех команд — БАТЭ, минского «Динамо» и солигорского «Шахтера». И, наверное, еще у «Гранита». Уж очень активно вели себя микашевичцы на трансферном рынке, заполучив в свои ряды крепких, по отечественным меркам, футболистов: Владимира Маковского, Чалея, Сащеко, Порываева, Былину, Панкратова.

Но в любом случае, всем без исключения клубам высшей лиги в нынешнем сезоне предстоит приложить немало усилий, дабы минимизировать последствия «новых экономических условий». Указ Александра Лукашенко о государственной поддержке футбольных клубов, подписанный 11 февраля 2009 года, безусловно, поможет им в этом. Хотя рассчитывать на него, как на 100-процентное спасение от любой финансовой напасти вряд ли разумно.

По сути, этот документ — пролонгация первого указа «О дополнительных мерах государственной поддержки футбольных клубов», который действовал с 7 июля 2003 года по 31 декабря 2008-го и также предусматривал налоговые льготы для клубов высшей лиги и их предприятий-спонсоров. Для приказавших долго жить ждановичской «Дариды» и могилевского «Савита» он точно не стал панацеей…

Вместе с тем «новые экономические условия» должны, на взгляд автора, финансово… оздоровить наш футбол. Здесь нет парадокса. Кризис способен помочь игрокам трезво посмотреть на вещи и понять: в смутные — да и не только — времена деньги нужно зарабатывать, а не получать. Впрочем, это касается не только футболистов — в Беларуси, хочется верить, халява закончилась для представителей всех профессий. Ну, или почти для всех, так будет точнее.

Если ты не налоговый инспектор, то заглядывать в чужие карманы — признак очень дурного тона. Однако еще больший моветон платить такие деньги, которые получали футболисты белорусских клубов в прошлом и позапрошлом годах. Ибо те зарплаты, были, мягко говоря, завышенными.

В приватных беседах доводилось слышать, что в нашем чемпионате немало игроков, получающих по 5-6 тысяч у.е. в месяц, а есть и такие, чей доход совсем немного не дотягивает до 10 тыс. долларов в месяц. Это явный перебор и как раз тот самый случай, про который говорят: цена не соответствует качеству.

Особенно если сравнить уровень белорусского и, к примеру, чешского чемпионатов. В стране лучшего в мире пива и на родине Ярослава Гашека, автора бессмертного Швейка, сыщется не так много футболистов, получающих по пять и выше тысяч долларов в месяц. В большинстве клубов Гамбринус-лиги, за исключением пражских «Славии» и «Спарты», нормальной считается зарплата в 2-2,5 тыс. евро.

Похожая картина в чемпионатах Польши, Болгарии, Румынии. А теперь давайте вспомним, чего добился польский, болгарский, румынский футбол, и какие успехи — у белорусского.

Еще одна труднообъяснимая вещь — выплаты футболистам солидного аванса, так называемых «подъемных», величина которых нередко исчисляется десятками тысяч у.е. Зачастую энная сумма из этих денег плавно перекочевывают в карманы агентов. Разумеется, любая хорошо сделанная работа должна оплачиваться, однако порой выходит, что пристроил агент своего клиента в какую-нибудь команду, а дальше — хоть трава не расти. Случается, игроку вместо подъемных предлагают более высокую заплату, но футболисты на подобный шаг идут с неохотой. Видимо, в том числе и потому, что с агентами надо расплачиваться «здесь и сейчас»…

— Мы посчитали, что экономить на сборах не будем, а подготовимся по полной программе, — сказал eSport.by генеральный директор «Минска» Игорь Шлойдо — Нам нужен натренированный, сыгранный, готовый коллектив. У нас нет высоких зарплат и премиальных. Хотя знаю, что некоторые клубы, которые не ездят на сборы, своим футболистам выплачивают по 25 тысяч подъемных. Честно говоря, до сих пор не понимаю, что это такое — «подъемные». Два таких футболиста — вот вам и сбор. Конечно, лучше, когда средств хватает на все, но если есть дефицит, то приходится выбирать.

Кстати, если в начале межсезонья игроки пробовали диктовать условия работодателям, то теперь картина несколько иная — команды сами выбирают, кто им нужен: рабочей силы на отечественном футбольном рынке в принципе хватает. Те же, кого предлагаемые условия не устраивают, ищут применение собственным талантам там, где, несмотря на кризис, по-прежнему много платят. В Китае, например.

Но в целом доходы футболистов белорусских команд вряд ли сильно снизятся по сравнению с 2008 годом. Во-первых, у большинства игроков долгосрочные, 2-3-летние контракты, обязательства по которым клуб обязан выполнять. А во-вторых, по словам директора «Шахтера» Вадима Филипповича, «зарплаты футболистов остались на прежнем уровне. В прошлом году действовала прогрессивная ставка подоходного налога. Футболисты выходили на максимальный уровень уже к апрелю. В этом году ставка фиксированная — 12 процентов. Получается, насколько процентов вырос доллар, настолько упал процент подоходного налога. Так что в доходах футболисты пока не потеряли. Другое дело, что если бюджет не будет исполняться, то будем разговаривать с ними».