Политика

Наталья Север

Латушко: «Целый ряд заместителей министра иностранных дел потеряли свои должности из-за того, что их супруги не поддержали Лукашенко в 2020-м»

Экс-дипломат Павел Латушко — о кадровой политике МИДа.

Из шести новоявленных послов, которых накануне назначил Лукашенко, только двое оказались сотрудниками МИДа. Особенности кадровой политики попросили прокомментировать бывшего дипломата Павла Латушко.  

— В предыдущие годы Александр Лукашенко действительно неоднократно публично заявлял, что должности послов должны занимать профессиональные дипломаты, — объясняет в экспресс-комментарии «Салідарнасці» Павел Латушко. — Достаточно принципиально придерживаться такого подхода стали во времена, когда главой МИДа был Урал Латыпов. Практику продолжили при Сергее Мартынове и частично при Владимире Макее. Безусловно, были исключения.

Павел Латушко

То, что мы увидели в ходе последнего назначения, достаточно яркий отход от этой практики. С одной стороны, это связано с тем, что Лукашенко хочет задобрить чиновников, которые служили ему верой и правдой.

С другой стороны, это сигнал самому МИДу о том, что правитель не доверяет дипломатам, большинство которых в 2020 году и позже высказали свое несогласие с его политикой.

Сегодня известно, что самый большой раскол произошел именно в системе министерства иностранных дел, когда целый ряд послов, сотрудников центрального аппарата, в том числе занимавших ключевые подразделения, уволились или были уволены за свою гражданскую позицию.

Целый ряд заместителей министра иностранных дел потеряли свои должности из-за того, что их супруги не поддержали Лукашенко в 2020 году. Лукашенко таким образом страхуется.

Выводы, по мнению Латушко, должны сделать и сами дипломаты.

— Это сигнал им о том, что перспектив роста для них стало значительно меньше. Кроме того, что на должности назначают не профессиональных дипломатов, уменьшилось и количество самих должностей.

Напомню, что пару десятков должностей послов не заполнены в связи с тем, что в этих государствах не хотят принимать верительные грамоты от Лукашенко.

Бывший сотрудник МИДа указал и на ряд интересных моментов, связанных с конкретными личностями.

— Достаточно странным выглядит назначение послом Беларуси в Турции Анатолия Глаза. Как мне представляется, именно в эту страну важно было бы назначить тяжеловеса в дипломатии, способного обеспечить интересы Лукашенко, в случае если Турция станет посредником возможных переговоров по ситуации в Украине.

На этой должности логичнее было бы видеть заместителя министра иностранных дел. Однако против такого назначения мог выступить сам нынешний глава МИДа Максим Рыженков.

Очевидно, что он не хочет создавать себе конкурента на важном направлении. Глаз, безусловно, будет находиться в его полном подчинении, а вот условный тяжеловес мог воспользоваться правом прямой коммуникации с Лукашенко.

Также я обратил внимание на то, что некоторые послы были освобождены от своих должностей до завершения сроков контрактов.

Например, Павел Утюпин, бывший министр промышленности, был назначен послом в Казахстан 20 июля 2020 года. И он уходит, не отработав 5 лет. А это базовый контракт для посла.

Андрей Равков, бывший министр обороны и госсекретарь Совета безопасности, также уходит до истечения пятилетнего контракта, так как был назначен послом в Азербайджан 19 ноября 2020 года.

Равков, кстати, фактически был сослан в ссылку за то, что не проявил должной твердости в ходе событий 2020 года.

Это достаточно редкая практика, когда Лукашенко освобождает от должностей послов ранее установленного срока. Наоборот, послы, ранее занимавшие высокопоставленные должности, как правило, получали продление срока пребывания за границей на год или два.

Бывали рекордсмены, как, например, уже покойный Валентин Величко, который отработал послом в Киеве больше 14 лет, — напомнил Павел Латушко.