Лаевский: «Сказать, что не понимали преступный характер таких действий, не выйдет»

Адвокат — об ответственности военнослужащих за исполнение приказов.

— Обстрел жилых домов в спальных районах украинских городов реактивными системами залпового огня российской армии... Немыслимо, но факт: разрушение жилья и убийства мирных граждан Украины. Сказать, что это преступление — ничего не сказать, — пишет лишенный белорусскими властями адвокатского статуса Дмитрий Лаевский (защищал Виктора Бабарико и Максима Знака — С).

На этом фоне, отмечает юрист, все еще неподтвержденные, но все более частые слухи про возможную отправку в Украину белорусских военных вызывают резонные вопросы о правовой оценке их действий.

 

Дмитрий Лаевский. Фото DW

 

— В последние дни я не раз встречал вопрос: правда ли, что военнослужащий не несет ответственности за совершение действий во исполнение приказа? Отвечу: нет, неправда, несет ответственность.

Есть действия, противоправность которых очевидна для любого взрослого человека (то есть для любого военнослужащего тоже).

Я приведу примеры только из одной из статей Уголовного кодекса Беларуси. Из статьи 136 УК (преступное нарушение норм международного гуманитарного права во время вооружённого конфликта):

— применение средств и методов ведения войны, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (неизбирательное действие - это как раз про системы залпового огня, которыми обстреливали жилые кварталы Харькова и других городов);

— умышленное причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде (например, когда бомбят химические объекты, типа хранилища нефти);

— произвольное и производимое в большом масштабе разрушение или присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью (опять же, когда стреляют из пушек/ракет по не военным объектам);

— превращение в объект нападения либо уничтожение культурных ценностей, находящихся под защитой, при отсутствии военной необходимости (например, когда атакуют музей или храм);

— совершение нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц (тут все понятно - агрессия в отношении мирных граждан, которая в том числе происходит при обстрелах жилых кварталов);

— совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда заведомо известно, что такое нападение повлечет чрезмерные потери среди гражданских лиц либо причинит чрезмерный ущерб гражданским объектам (опять же, про обстрел жилых кварталов или непосредственное нападение на мирных жителей).

Любое из таких действий даже по нашему УК наказывается лишением свободы на срок от 5 до 20 лет.

Иными словами, бросать бомбу/ракету на жилой дом или квартал — это преступление. Стрелять в беззащитных людей — это преступление. И так далее.

Сказать, что не понимали преступный характер таких действий, не выйдет. Нести ответственность за исполнение преступных приказов, если такие поступят, придется. Вероятность того, что ответственность наступит, крайне высока, ведь в наше время все действия военных документируются, и нет сомнений, что исполнители всегда будут названы своими же начальниками.

В то же время в ч. 3 ст. 40 УК Беларуси сказано: лицо, не исполнившее заведомо незаконный приказ, не подлежит уголовной ответственности.

Есть о чём задуматься, не так ли?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(58)