Кузнецов: «Письмо Макея было явным фальстартом»
Все ждут, что случится на поле боя. Политический обозреватель — о том, имело ли смысл белорусским властям обращаться к европейцам.
— Письмо Макея европейцам, всплывшее вчера и активно обсуждаемое в соцсетях, датировано 6-м апреля, — обращает внимание Пётр Кузнецов. — Это значит, что оно написано до визита Лукашенко к Путину на Дальний Восток. И, если история с письмом подлинная, речи о фейковости Бучи и непременных в будущем совместных полетах в космос были уже после того, как стало ясно, что положительной реакции инициатива МИДа на Западе не вызвала.
По крайней мере, немедленной позитивной реакции.
Тем не менее многие полагают, и, похоже, справедливо, что сам факт – свидетельство того, что по ходу военных действий до Минска дошло, что в глобальном смысле Москва проигрывает. И, возможно, приходит время пересмотреть приоритеты и ориентиры, пока еще не совсем поздно.
Совсем или не совсем – вопрос относительный. Если бы вот прямо сейчас, в эту секунду, и Украина, и ее партнеры могли бы получить 100-процентные железобетонные гарантии того, что с белорусского фланга больше никакие сюрпризы невозможны, то накануне ожидающейся битвы за Донбасс это позволило бы Киеву высвободить серьезные ресурсы, нужные для победы. А Западу в целом дало бы дополнительный аргумент хотя бы в какой-то степени посмотреть на Минск как на самостоятельного игрока. Однако все понимают, что пока в Беларуси остаются хотя бы какие-то российские войска, это невозможно.
Вообще говоря, общая ситуация сейчас такая, что подобное письмо с белорусской стороны, надо признать, было явным фальстартом (опять же, если оно все же было). Все политические процессы явно поставлены на паузу. Замер переговорный процесс, вяло продолжаясь, по официальным сообщениям, в формате видеоконференции. Европа обсуждает введение эмбарго на российскую нефть, однако, как пишут СМИ, окончательное решение будет принято лишь после второго тура президентских выборов во Франции (который по времени должен совпасть с битвой на Донбассе). Так что и отсутствие европейской реакции на минские сигналы – тоже вполне объяснимо: все ждут.
Все ждут, что случится на поле боя. Обе стороны изо всех сил готовятся к масштабнейшему со времен Второй мировой столкновению. О том, как готовится Россия, говорят на брифингах представители разведок и пишут мировые СМИ. О том, как готовится Украина, открытых сведений очень мало, и это сильно напоминает ситуацию самого начала, когда все видели армаду, очень ее боялись, а на поверку оказалось, что Украина – готова, и армада эта, в общем-то, не так и много может. Может, и много, но не столько, сколько хочет.
Хотя, о том, в какой форме готова вступить в битву украинская сторона можно судить много по каким косвенным признакам, кроме релизов штабов разведок. Удар и уничтожение крейсера «Москва» исключает десантную операцию, оставляет без прикрытия Черноморский флот и, по некоторым мнениям, — Херсонскую группировку. Киев все громче и настойчивее добивается поставок тяжелых вооружений и по некоторым направлениям имеет успех (а, может, и по всем направлениям, только мы этого не видим). Тяжелые вооружения, между тем, по-настоящему нужны в случае возможного контрнаступления – обороняться, и успешно, можно и на тех запасах и том арсенале, который у Украины есть и так.
Серию сообщений российских СМИ об ударах по российской территории тоже не стоит полностью списывать или игнорировать. Это могут быть провокации. А могут быть и действительно удары по объектам военной инфраструктуры, местам скопления войск, перебрасываемых для подкреплений. Война – это слишком серьезно для того, чтобы всё в эфире от всех СМИ и каналов было правдой, о большей части процессов приходится догадываться либо доходить до них путем умозаключений.
Как бы то ни было, все сейчас говорит за то, что все стороны сделали свои ставки и ждут определенного итога. Который, с учетом характера и масштабов как приготовлений, так и полученных в последние дни Россией ударов, может оказаться ну очень непредсказуемым.
Будут ли кому-то после этого нужны сигналы из Минска и зачем – это уже будет совсем другая история.
Читайте еще
Избранное