Комментарии
Виктор Мартинович, «Белгазета»

Купи окоп. Цена – 200 млн USD

Российский президент Дмитрий Медведев предложил главе «Газпрома» Алексею Миллеру дать Беларуси «5-дневный срок» для погашения задолженности по газу. Причем пятидневный — «с учетом того, что мы с Беларусью взаимодействуем в партнерском ключе». Александр Лукашенко ответил Медведеву на предпросмотре фильма про Брестскую крепость. «Хотелось бы, чтобы они (руководство России) посмотрели, вспомнили, что мы были в одних окопах», - сказал Лукашенко.

В школе в бандитском районе Минска «Зеленый луг-7», где мне не посчастливилось расти, у нас была такая игра. К «шкетоподобному» дрыщу из младших классов подваливала компаха из трех старшеклассников с неумело набитыми наколками (игла, разрезанный стержень шариковой ручки). Самый серьезный из них, цвыкавший слюной через выбитый в драке передний зуб, держал в руках булыжник или околок кирпича с соседней стройки. Он расслабленно замахивался на дрыща увесистым орудием и лениво предлагал: «Купи кирпич».

Стоимостью кирпича была вся сумма денег, имеющаяся в настоящий момент в карманах дрыща, обычно сопоставимая со стоимостью на черном рынке одной жевательной резинки «Дональд Дак» или двух «бутербродов со шпиком» в местном кафетерии. Предполагалось, что в случае отказа, заловленный ботан получит кирпичем по грызлу, потеряв пару зубов, так что наслаждаться «Дональдом Даком» все равно будет больно и обидно. Потому с деньгами охотно расставались.

Деньги пускались на портвейн, который выпивался на «хазах» - обклеенных «шварценеггерами» лифтовых над 9-тыми этажами типовых панельных многоэтажек. Портвейн и отобранные «дональд-даковые» деньги играли не последнюю роль в склонении «чикс» с района к первым сексуальным опытам.

Если задуматься, Беларусь во внешней политике вот уже 16 лет только тем и занимается, что предлагает окружающим «купить кирпич». Причем рациональная непостижимость этого торга заключается в том, что кирпич мы предлагаем, не светя при этом «мастями», ни на кого не замахиваясь и вообще не угрожая двинуть в рыло. Кирпич, кстати, у нас, как правило, покупают – несмотря на очевидную его ненужность нам, им и всему остальному человечеству.

Случай с «окопами» - это далеко не первый пример «кирпичизации» вещей, которые, казалось бы, никак не могут поддаваться торгу в каком угодно контексте. Одним из первых вспоминающихся примеров является «демократия». Это ж додуматься! Втюхивать Западу в качестве аргумента в сложных переговорах высокого уровня вещи, которые вообще-то являются инструментами, призванными нормализовать наш собственный политический ландшафт и демократическое устройство!

Только мы можем выбивать из Евросоюза торговые преференции, обещая оптимизировать законодательство о выборах и обеспечить права трудящимся. Если задуматься: ну вот на фиг Евросоюзу нужно наше законодательство о выборах? Или права наших трудящихся? ЕС что, перепродать их потом сможет? На себя одеть? Или дом отопить? «Кирпич», да и только! Но ведь продаем!

Или взять пресловутых «политзаключенных». Это ж как нужно постараться, чтобы свою внутреннюю проблему вынести на повестку дня переговоров с международными организациями! И вести торг, выторговывать бонусы! И, «продавая»-таки этот кирпич, видеть счастливые лица европейцев: они обвели вокруг пальца диктатуру!

Причем белорусская торговля кирпичом в чем-то сродни той цыганской собачке, которая, после продажи, немедленно сбегает и возвращается к прежнему владельцу. Ну да, политзаключенных выпустили. Но отморозков-то много! Можно еще «валюты» к «переговорам» наклепать! В разные годы в качестве продаваемого Западу «кирпича» выступало проведение честного и беспристрастного расследования судеб исчезнувших, право партий на уличные митинги, возврат газет в киоски, право ОБСЕ получить офис в Минске, право Европейской комиссии иметь свой информационный пункт в Беларуси. Сейчас вот, например, США пытаются «продать» собственного, американского, посла. Говорят: будете вести себя хорошо (это выступает «ставкой» с американской стороны), дадим вам привезти сюда чрезвычайного и полномочного вашего. Посольство сделаете полноценным – красота! Ну и как вам «валюта»?

«Торговля кирпичом» долгое время задавала тон в отношениях с Россией. Сначала «кирпичом» был проект союзной интеграции и вся идея славянского братства. Россия нам нефть, мы ей – «кирпич», то есть, разъяснение, что мы – славяне-славяне.

Потом Ельцин ушел и пришло время прагматика Путина. Прагматик Путин думал, что он перевел отношения с Беларусью на рыночные рельсы. Хрена-с два! Это мы его перевели на рыночные рельсы и начали всучивать «кирпичи» по все возрастающему курсу! Не захотел Вова покупать славянское братство – стал покупать нас как потенциальных стратегических союзников. Закончилась эта «маза», мы продали ему за дикие миллиарды долларов половину трубы, которая стоит, с учетом запускающегося в следующем году «Северного потока» - ровно столько, сколько стоит лежащий на свалке треснувший кирпич.

Все это, напомним, сопровождалось воем в оппозиционной экспертной среде о том, что Лукашенко-де распродает Родину. То есть, игра была разыграна на много голосов, с плачем цыганской мамы по проданному за бесценок Бобику!

Именно благодаря слаженности и всеобщего белорусского согласия с тем, что на продажу выносится нечто значимое и почти святое как раз достигается этот потрясающий «гипнотизирующий» покупателя эффект. И они покупают – перспективу введения российского рубля до конца года, Павла Шеремета из тюрьмы, пивзавод и т. д.

А как мы торговали Осетией и Абхазией! Это была песня, а не торг! Палата Представителей буквально в любой момент готова была внести вопрос признания в повестку дня, да вот нужно было взвесить все за и против! Как жаль, что этот «кирпич» у нас не купили!

Кстати, примерно начиная с «облома» с этим «кирпичом», кураж закончился, и нас начали обламывать. Задуманный эффектный торг с договором о коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ провалился. В итоге КСОР пришлось одобрять просто так, за бесплатно!

Ведь, повторимся, в большинстве случаев за огромные бонусы все эти годы белорусы продавали внешнему миру вещи двух видов. Либо вообще никому не нужные (какие-то проценты акций в трубе и нефтепераработке – да кому они интересны, если в РБ нет представлений о священной неприкосновенности частной собственности! Если в России изгнаннику Борису Березовскому до сих пор капают дивиденды по акциям, а у нас распоряжением сверху компания может уклониться от раздела прибыли от переработки венесуэльской нефти!) Второй тип вещей, которые мы продавали – вещи, которые были нужны в первую очередь нам самим. Как этот договор о КСОР – мы ведь заинтересованы в помощи России и других стран, в случае чего. Но нет, мы не могли его просто так подписать, мы хотели получить «Дональд Дак» взамен! Двойная, тройная, пятерная выгода!

Если кто-то не понял, Таможенный союз нужен был не дяде Вове и не дяде Диме, а нам, белорусам, ведь он давал хоть какой-то шанс крупным предприятиям еще немного побарахтаться перед тем, как окончательно сдохнуть из-за рынка. И вот, соглашение, которому мы должны быть искренне рады, соглашение, открывавшее для наших телевизоров и холодильников доступ в Россию, мы решили «продать»! Сделать предметом обсуждения.

Мы захотели не просто продавать России свой хлам, мы захотели, чтобы за это нам дали еще газа и нефти по внутрироссийским ценам! За наше право втюхивать хлам! Круто, нет? И когда читаешь обоснования белорусской стороны, даже сам веришь: очень разумная, аргументированная позиция!

Мы пытались обратить в «кирпич» венесуэльскую нефть, два танкера которой должны были заставить Москву все-таки купить Таможенный союз на белорусских условиях. Но – не сработало. Дальше был иранские углеводороды, расширение контактов в Латинской Америке, Вьетнам, Китай… Но уже не покупали.

Ситуация с долгом, возникшим за потребленный Беларусью газ – последняя попытка Минска подрулить к Москве с «кирпичом». Ведь подумать только, что стало предметом пикирования с Кремлем! Из-за чего вспомнили про священные «окопы»! Из-за нашей финансовой повинности за уже потребленный газ! Усилиями руководства свой собственный долг в 200 млн. USD чуть не «продали», обменяв на туманные перспективы получения теперь уже контрольного пакета «Белтрансгаза», нефтепереработки и еще Бог знает чего.

Но магия ушла. Не «ведутся»! Возможно – потому, что теперь у России своя «бражка» с чернилами, закатанными под кожу кулаков, «портвейном» и «хазами» на Рублевке. У них теперь свой гипнотизер, - Гарик Сечин.

Как вести себя в этих условиях – непонятно. Потому, что маму, Бобика и весь наш славный табор нужно кормить, а есть эти дармоеды привыкли от пуза и еще потом петь с вином при кострах. И мы начинаем по десятому разу продавать окопы, немецко-фашистские танки, идущие на Москву. Не купят! У Москвы прекрасные отношения с Евросоюзом! Гораздо лучше, чем у нас!

И, главное, у Москвы теперь появились свои «кирпичи», с которыми она к нам заявится, похоже, в самое ближайшее время...

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)