Это борьба между двумя армиями, обе из которых понесли огромные потери и близки к истощению.
Куда свернёт война
Пока на фронтах наблюдается относительное затишье, эксперты описывают возможные сценарии дальнейшего развития событий в войне России с Украиной.
Третий акт боевых действий может переломить баланс конфликта, считают журналисты CNN.
Ожидается, что следующим шагом российского президента Владимира Путина будет наступление на Донецкую область. Но нынешняя пауза может дать украинской армии время для подготовки к обороне тех частей Донбасса, которые она все еще удерживает; главным образом, промышленного пояса, идущего на юг от Славянска.
Следующая фаза полномасштабных боевых действий, когда она начнется, может оказаться не последней, пишет CNN, но определить будущее центрального региона Украины и в значительной степени результаты войны.
Далеко не факт, что Путин остановит вторжение, если ему удастся захватить весь Донбасс. Он может решить продвинуться к берегам Днепра, который разделяет Украину с севера на юг. Это будет означать попытку захватить половину страны, вызовет ужас Запада и значительно удлинит войну.
Война на годы?
Forbes пришел к выводу, что фундаментальных причин, почему Россия не может вести эту войну годами, не существует. Однако РФ не в состоянии долго поддерживать интенсивность наступления.
Оккупанты уже дважды сворачивали масштаб своих действий. Впервые – в апреле, во время отступления из-под Киева и северных областей Украины. Тогда руководство РФ осознало, что не способно поддерживать распахнутыми атакующие когти. Во второй раз – в мае, когда запланированное масштабное окружение Донбасса по запорожскому и изюмскому направлениям сократилось до Попасной и Лисичанска.
Несмотря на то, что РФ удается поддерживать стабильную численность войск, их качество постепенно падает. Невозможно ежедневно проводить массированные атаки без существенных потерь, касающихся наиболее активных штурмовых подразделений (морской пехоты, десанта, спецназовцев, разведки), которые не пополнишь обычными мобилизованными.
В ближайшие два месяца Россия может потерять почти все штурмовые подразделения. Затем ей придется полагаться либо на гораздо менее подготовленных солдат, которых часто трудно заставить идти в атаку, либо отказаться от наступательных действий вообще.
опасность состоит в том, что война России против Украины превратится в войну артиллерии против пехоты. В таких условиях ВСУ не смогут поддерживать крупные контрактаки. Но и Россия в ближайшее время тоже потеряет атакующие ресурсы. Война перейдет в длительную и затяжную фазу. Это первый из сценариев, который предлагает своим читателям Forbes.
Закончить к зиме?
Второй – война до конца года. Продолжение боевых действий в зимний сезон может привести к крупнейшему энергетическому кризису в истории.
Ходят слухи, что во время визита Шольца, Макрона и Драги в Киев одним из условий европейских лидеров было завершение войны до конца года. По словам французского президента, на тот момент Украина должна иметь более выгодные позиции для переговоров. То есть России должно быть нанесено локальное поражение по одному или нескольким направлениям.
Если ВСУ смогут в ближайшие два-три месяца вернуть Херсон и совершить прорыв в Мелитополь, дальнейшая битва на юге Украины не будет иметь смысла. Мелитополь – ключ к сухопутному коридору в Крым, а Херсон – единственный захваченный областной центр.
Тогда Москве будет оставаться только два варианта: либо идти ва-банк, объявлять общую мобилизацию и положить сотни тысяч солдат, чтобы обеспечить хоть какую-то из этих целей, либо осознать, что риск полного военного провала еще опаснее непопулярных для россиян уступок своим амбициям.
Наиболее вероятной развязкой в таком случае является то, что Россия вернется на позиции 23 февраля, а возможно, даже подпишет непубличные договоренности о политическом урегулировании вопроса Крыма и ОРДЛО в далекой перспективе.
Риск нового вторжения через 5-10 лет никуда не денется, но на тот момент украинская армия может быть на порядок технологичнее армии РФ. Речь идет не столько о мире, сколько о длинной военной паузе в надежде, что российский режим упадет раньше, чем Кремль снова наберется достаточно сил для большого наступления.
Стремительный прорыв?
Третий сценарий базируется на том, что до этого момента ВСУ проявляли креативность и стратегию, которых от них никто не ожидал. Запад менял свои оценки по поводу перспектив украинского сопротивления так часто, как никогда в другом военном конфликте.
Именно поэтому не следует исключать вариант динамической развязки, когда длительная многомесячная статическая баталия вдруг сменится стремительным прорывом.
Для такого прорыва должны быть предпосылки.
Во-первых, Россия должна испытывать острые проблемы с обеспечением войск. Этой задачей сейчас занимается ВСУ. За последние две недели украинская армия уничтожила более 10 складов боеприпасов и несколько командных пунктов. Если ВСУ сможет поддерживать темпы выявления и уничтожения складов, то обеспечение линии фронта для россиян окажется под угрозой. Артиллерия и танки будут испытывать голод боеприпасов. Ротация и поддержка войск будут сорваны.
В таких условиях трудно обеспечить не только дальнейшее наступление, но и защиту своих позиций.
Во-вторых, должен произойти моральный слом войск врага. Уход из-под Киева больно ударил по мотивации российской армии. Многие не видели смысла в продолжении боев, не дающих никакого результата, кроме больших ежедневных потерь.
Захват Мариуполя, Попасной, Лимана, Северодонецка и Лисичанская, пусть и с тяжелыми потерями, в течение двух месяцев, вернул уверенность военному командованию РФ, что российской тактикой можно побеждать. Пусть локально и медленно, но побеждать.
Когда ВСУ одержит победу, которая по масштабу значительно больше всех успехов россиян на востоке, эта вера пошатнется. Утрата контроля над любым крупным городом (Изюм, Токмак, Мелитополь или Херсон) приведет к развенчанию мифа об успешности российских войск. Именно поэтому Россия вовсю пытается удерживать позиции вблизи Харькова и на севере Херсонской области, не имеющие стратегического значения.
В-третьих, значительный военный разгром. Уничтожение двух российских БТГ в районе Белогоровки в начале мая не помешало командованию РФ продолжать оцепление Лисичанска, но стало шокирующим фактором. О Белогоровке россияне неохотно вспоминают даже сейчас.
Разгром российских войск или массовая сдача в плен большого количества солдат приведет к разочарованию, которое подрывает боеспособность войск и поддержку населения.
Пока росийские солдаты тихо гибнут на широком фронте, это мало кого волнует. Но кадры сотен единиц сожженной техники действуют по другому. Наступает понимание цены, которую имеет война.
Эти три фактора могут обусловить коллапс ВС РФ. Большие армии часто падали как карточный домик, не выдерживая шока от кардинального изменения ситуации на фронте.
Достаточно ли сил и средств у ВСУ для кардинального изменения картины войны – неизвестно. Многое будет зависеть от поставок оружия и того, насколько существенные потери Россия несет от ударов западных MLRS, в отношении них у врага пока нет эффективного противодействия.
Через месяц-два Россия может сменить тактику и подстроиться под новые реалии войны. Поэтому именно этот период, пока армия РФ не адаптировалась к новым условиям ведения войны, является окном возможностей, когда Украина может сломать ситуацию в свою пользу.
Читайте еще
Избранное