Комментарии
Александр Старикевич

Куда катится рубль

Сижу и думаю: не выдвинуть ли свою кандидатуру на пост председателя Национального банка? Тут, конечно, сразу вспоминается анекдот времен Константина Черненко про товарища, позвонившего в ЦК КПСС и предложившего себя в Политбюро. «Вы что, дурак?» – говорят ему. – «Да, и дурак, и старый, и больной…»

Но не волнуйтесь: я с ума пока не сошел и претендовать на роль главного банкира страны не буду. А шальная идея эта возникла на почве того, что в последнее время я прогнозирую перспективы белорусского рубля лучше, чем бывший и настоящий председатели Нацбанка вместе взятые :)

Вот что писал ваш покорный слуга 22 июля 2009 года: «История повторяется, и уже понятно, чем она закончится. На поддержание курса рубля будут израсходованы очередные сотни миллионов, а то и миллиарды долларов. Но, поскольку золотовалютные резервы страны отнюдь не безграничны, на каком-то этапе придется принимать решение об очередной девальвации».

Напомню, что тогдашний шеф Нацбанка Петр Прокопович с 2009-го по март 2011-го клялся: больше никаких девальваций! Даже на 5%!

Затем рубль рухнул. Чуть позже рухнул Прокопович. А сменившая его Надежда Ермакова начала свою деятельность на посту руководителя Национального банка с утверждения, что курс в районе 5000 рублей за 1 доллар отражает реальный уровень и не сдерживаются административными методами.

Чуть ранее на вопрос «сколько жить нынешнему курсу», я ответил в очередной статье: «В любом случае, немного». И расписал два возможных сценария развития событий. Один из них – «Оказавшись вновь припертым к стенке, руководство Беларуси решается на очередную девальвацию в надежде на то, что народ, по сути тихо проглотивший весенний подарок, уже привык и на этот раз тоже особо возмущаться не будет» -- реализовался на практике уже в октябре.

Сразу скажу: нет у меня ни экономического образования, ни инсайдеров в руководстве страны. Все прогнозы делались, исходя из общедоступной информации и здравого смысла. Руководствуясь ими же, рискну вновь предсказать перспективы рубля на обозримое будущее.

Выбор почти на любой вкус

Но сперва о том, что стало очередным поводом для размышлений о судьбе национальной валюты. Нацбанк спрогнозировал среднегодовую стоимость доллара на 2012 год: 1 USD = 8500 Br.

В свою очередь, министерство экономики, как сообщает interfax.by, озвучило четыре сценария на будущее.

1) Базовый. Если эмиссионное кредитование госпрограмм в 2012-м составит 7 трлн рублей, то инфляция удержится в рамках 19%, а курс на конец года составит 1 USD = 9700 Br.

2) Фантастический. Власти полностью отказываются от эмиссионного кредитования, инфляция – 12%, а 1 USD = 9300 Br.

3) Ближе к реальности. Объем эмиссии – всё те же 7 трлн, но инфляция – 25%. Тогда 1 USD = 11200 Br.

4) Инерционный. Эмиссионное кредитование – 30 трлн (что соответствует поданным заявкам от получателей средств для финансирования госпрограмм), инфляция – 218%, 1 USD = 22000 Br.

В сумме предлагается пять вариантов практически на любой вкус. Но любопытно, что ни один из них, даже оптимистичный сюжет от Нацбанка (чувствуется школа Петра Прокоповича!), не предусматривает обрушения доллара, которое еще недавно сулил глава государства.

И, кстати, в 2011-м действительность превзошла самые отчаянные прогнозы министерства экономики, сделанные уже после майской девальвации.

Удастся ли выполнить базовый сценарий?

При всем богатстве выбора нужно от чего-то отталкиваться. Возьмем в качестве точки отсчета первый вариант, предложенный министерством экономики.

Для начала отметим, что власти мечтают удержать нынешний курс хотя бы до Нового года. В принципе, это задача решаемая: посредством валютных интервенций, административного регулирования и более-менее вменяемой финансовой политики. Но, если хоть с одним из слагаемых начнутся проблемы, ситуация может выйти из-под контроля уже в ноябре-декабре. И тогда доллар будет стоить больше 10000 рублей еще в 2011-м.

Одним из тревожных звоночков стали свежие данные Национального статистического комитета по внешней торговле товарами: положительное сальдо в августе (+ 393 млн USD) сменилось отрицательным в сентябре (- 115млн USD). С одной стороны, делать далеко идущие выводы по итогам одного месяца не стоит (тем более, что минус оказался не столь уж значительным). С другой, начиная с октября, импорт будет расти, как минимум, по линии энергоресурсов – стартовал отопительный сезон. Между тем, именно отрицательное внешнеторговое сальдо стало одним из катализаторов, приведших в итоге к рекордной девальвации.

Идем дальше. Еще одним фактором, сделавшим обрушение национальной валюты в 2011 году неизбежным, явился предвыборный рост зарплат и пенсий. Нынешней осенью их вновь подняли (в рублях, естественно), и довольно заметно. Жена моего друга, учительница в обычной столичной школе, получила на руки за очередной месяц не 1 миллион 200 тысяч рублей, как раньше, а 2 миллиона с небольшим хвостиком.

Можно было бы только порадоваться, что власть хоть как-то помогает своим подданным выживать в условиях космического роста цен (89% за январь-октябрь – согласно официальным данным). Вот только повышение зарплат и пенсий объясняется не успехами в экономике, а попыткой властей погасить очаги недовольства в обществе. В результате очередная порция эмиссионных денег выплескивается на рынок, разгоняя инфляцию и подтачивая рубль. Чем это заканчивается, мы уже видели совсем недавно.

И, пожалуй, самое главное. В стране сохраняется всё та же «уникальная экономическая модель», которая привела к нынешнему кризису. Косметические правки положение не спасают, а к кардинальным реформам белорусские власти не готовы. Это значит, что на выходе, рано или поздно, мы получим тот же результат.

Суммируя вышесказанное, можно предречь, что рубль продолжит скользить по наклонной. Базовый сценарий выполнен не будет. В среднесрочной перспективе нынешний курс национальной валюты практически обречен на очередное падение. Насколько глубокое – зависит от степени бездарности, с которой власти будут руководить экономикой в 2012 году.