Комментарии
Михаил Голденков

Кто спровоцировал войну 1812 года?

Вроде бы все просто – Наполеон напал на Россию. Однако при ближайшем рассмотрении появляется версия, что русский царь немало поспособствовал разжиганию той войны.

Как известно, в 1807 году между Александром I и Наполеоном был заключен Тильзитский мирный договор, когда русский царь, изрядно побитый под Аустерлицем и Фридляндом, переходил из числа врагов в стан союзников французов.

Но вот что удивительно: Александр I выполнял условия Тильзитского договора очень избирательно. Так, царь выставил требование к Швеции не впускать в свои порты английские корабли, ибо Британия являлась врагом номер один наполеоновской Франции. Швеция отказалась выполнять требования Александра. Тогда зимой 1808 года он ввел свои войска в Финляндию и спустя некоторое время вынудил шведов низложить несговорчивого короля и подписать мир. Финляндия при этом отходила царю.

В это же самое время Наполеон восстановил польскую независимость, объявив суверенитет Варшавского герцогства – территории Польши, ранее входившей в состав Пруссии после последнего раздела Речи Посполитой.

И вот Александр положил глаз и на эту территорию, приказав готовить вторжение и туда. При этом царь прекрасно понимал, что агрессия против только что восстановленного под протекторатом Франции польского государства – это прямой вызов Наполеону, нарушение мира. Поэтому он поручил главнокомандующему Михаилу Барклаю де Толли разработать стратегический план на случай ответных действий Наполеона.

Тогда-то Барклай де Толли и разработал свой знаменитый «Скифский план», основывавшийся на уклонении от крупных сражений, уводе французов в глубь страны, ведении партизанских методов войны. Эта идея понравилась Александру, он даже хвастался иностранным дипломатам, что при необходимости будет отступать от французов до самой Чукотки, но Наполеон при этом так и не захватит Россию из-за ее больших размеров, бездорожья и холодной зимы.

С другой стороны граф Михал Клеофас Огинский добивался от Александра провозглашения на манер Варшавского герцогства Великого княжества Литовского, но под протекторатом России. «Этим вы купите расположение и преданность всего нашего народа», - говорил Огинский.

Царь соглашался, обещал подумать, но сам продолжать тайную подготовку оккупации Польши. Он явно водил Огинского за нос.

Наполеон был взбешен. Он уже не раз возмущался тем фактом, что Александр I сует нос в дела немецких государств, беря под свое крыло врагов Наполеона, а тут еще собирается прикарманить Варшавское Герцогство!

Французский император также приказал стягивать войска в Польшу. Эти контрмеры напугали Александра I. Он все же решил, что война за Польшу – слишком большой риск. В результате этот план к 1812 году свернули.

Но Наполеона это уже не остановило. Он больше не доверял царю, для которого Тильзитский договор стал филькиной грамотой. Наполеону нужны были гарантии безопасности восточных границ Вот тогда в голове Бонапарта и созрел план захвата бывшего Великого Княжества Литовского, тем более, что литвины смотрели на французского императора как на освободителя.

Так русский царь сам спровоцировал войну. Ну точно как Сталин, пытавшийся перехитрить «друга Адольфа». В 1941 году история с «заклятыми друзьями», держащими за спинами ножи, увы, повторилась.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2(1)