Скандалы
Виктор ФЕДОРОВИЧ, naviny.by

Кто «крышевал» строительную пирамиду в Бресте?

Новость об аресте бывшего директора брестского строительного предприятия «Облик» Николая Климука не прозвучала как гром среди ясного неба. Грозовые облака над ним сгущались давно — уголовные дела в отношении Климука возбуждались и ранее, — но словно чья-то невидимая рука их разгоняла…

Фото «Брестский курьер»

По распоряжению прокурора Брестской области в январе-феврале 2011 года проверку финансово-хозяйственной деятельности ООО «Облик» провели местные борцы с оргпреступностью и коррупцией. Материалы проверки были переданы в УДФР Комитета госконтроля Брестской области для дополнительной ревизии, по результатам которой в отношении Николая Климука возбудили уголовное дело по части 3 статьи 424 Уголовного кодекса («Злоупотребление властью или служебными полномочиями») и статье 242 («Уклонение от уплаты кредиторской задолженности»).

Из опубликованной на сайте УВД Брестского облисполкома фабулы следовало, что:

«Подозреваемый в 2004-2010 гг., из корыстной и иной личной заинтересованности, вопреки целям деятельности Общества по строительству жилья и иных объектов недвижимости и оказанию этих услуг населению, организовал привлечение граждан и субъектов хозяйствования в качестве застройщиков квартир, помещений торгового назначения, гаражей и автостоянок в г. Бресте по адресам: «перекресток ул. Пушкинской и бул. Космонавтов», «ул. Октябрьской Революции», «ул. 17 Сентября», «квартал улиц Советской, Маяковского, Комсомольской и Гоголя», а также последующее заключение с ними соответствующих договоров. Денежные средства, поступившие в счет оплаты строящихся объектов недвижимости на специальный и расчетный счета, а также внесенные наличными в кассу Общества, были использованы не по целевому назначению, в результате чего 438 участникам долевого строительства был причинен ущерб в сумме 59 764 771 970 рублей».

Однако существенного движения по делу так и не произошло. К концу 2011 года его приостановили, а затем, видимо, и вовсе прекратили. В противном случае сегодня Следственному комитету не пришлось бы его возбуждать снова все по той же части 3 статьи 424 УК.

Примечательно в этой очередной строительной драме с обманутыми дольщиками то, что она во многом напоминает историю с так называемым «делом «Террастройинвеста». В Бресте, правда, подоплека иная, о мошенничестве пока речь не идет, но вот схематично все очень похоже. В обоих случаях народ начал бить в колокола, когда выяснилось, что деньги за квартиры заплачены, а сроки сдачи ввода жилья переносятся. После того, как переписка и переговоры с руководителями компаний ни к чему не привела, одни дольщики попытались вернуть деньги, а другие — атаковали обращениями органы власти, начиная с местных и вплоть до самого верха.

В обоих случаях власть сперва занимала разводительную руками позицию: мол, мы бы и рады вмешаться, но ваши застройщики — частные кампании, а государство якобы в такие дела не вмешивается. Затем под давлением возмущенной общественности в ситуацию начинали погружаться компетентные органы. Как правило, весьма осторожно, неторопливо. А тем временем предполагаемые виновники раздавали интервью, ссылались на кризис и прочие обстоятельства. До тех пор, пока за ними не пришли с наручниками.

Так было с уже осужденным соучредителем ЗАО «Террастройинвест» Борисом Рудневым и ныне находящимся под стражей Николаем Климуком, который, как основной учредитель, владел 98% доли в уставном фонде «Облика». Климук, кстати, отвечая в интервью одной из брестских газет на вопрос, а где же деньги, признался: «Если кто-то думает, что они лежат где-нибудь в швейцарском банке и меня дожидаются, то вынужден его разочаровать. Мы не потратили ни рубля из денег наших дольщиков на свои нужды...» Следствие по делу бывшего директора «Облика», конечно, постарается разобраться, куда делись деньги дольщиков. Пока же вырисовалась такая схема их «потери».

Известно, что ООО «Облик» на момент своего банкротства оставил в незавершенном виде шесть жилых домов. В большинстве случаев дольщики за свои будущие квадратные метры расплатились полностью. Но, как оказалось, их деньгами компания весьма фривольно распоряжалась — отдельных счетов на каждый дом не было: средства аккумулировались на общем счету, с которого и уходили по разным направлениям. Получалось, что дольщики одного дома финансировали строительство другого, в котором им никогда не жить. «Облик» в итоге возвел своеобразную строительную «пирамиду», рухнувшую по закону жанра.

Жалобы обманутых дольщиков — что «Облика», что «Террастройинвеста» — с указанием конкретных нарушений законодательства, как водится в бюрократическом государстве, игнорировались. Создавалось впечатление, что им умышленно не дают ход, пока удается удерживать ситуацию в рамках отдельно взятой властной структуры. Что особо примечательно, опять же в обоих случаях проводилась масса контролирующих мероприятий, но никаких существенных нарушений проверяющие не находили. Даже наоборот, ЗАО «Террастройинвест», как и ООО «Облик», числились у исполнительной власти чуть ли не в передовых в сфере строительного бизнеса. «Облик», к слову, называли даже «главным перестройщиком исторического центра Бреста». Да вот недоглядели. В итоге расхлебываться с обманутыми дольщиками придется все той же власти. Не в первый раз.

…Следствие по уголовному делц о мошенничестве, выявленном в ходе строительства многоквартирного жилого дома по улице Притыцкого в Минске, застройщиком которого было ЗАО «Террастройинвест», так и не смогло напасть на след пропавших почти 19 миллионов долларов. Не сподобилось оно и докопаться до корней этой уже подзабытой истории. Обманутые мошенниками люди не сомневались, что все там было круто замешано на коррупции. Возможно, в деле брестского «Облика» следствие рискнет копнуть поглубже. По крайней мере, такая заявка имеется в официальном сообщении Следственного комитета, намеревающегося «дать правовую оценку действиям отдельных должностных лиц органов исполнительной власти Бреста и Брестской области».

Кстати. Строительство в Беларуси считается самой криминогенной сферой. В частности, об этом говорил начальник Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Беларуси полковник милиции Эдуард Никитин: «В 2010 году, например, за счет средств бюджетов всех уровней на строительство суммарно потрачено свыше 4,3 трлн. рублей. Даже если брать среднюю оценку коррупционной составляющей (17%), можно констатировать, что за год около 730 млрд. рублей бюджетных денег выведено в нелегальный оборот. А это немногим превышает общую стоимость такого объекта, как «Минск-Арена», или равно стоимости 60 типовых панельных домов в Минске».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)