Кто из топовых бизнесменов (пока) избежал западных санкций
Одна из целей западных санкций — «кошельки режима» Александра Лукашенко. Так называют бизнесменов, которые близки к властям и извлекают из этого выгоду, а взамен всячески «помогают» и поддерживают вышестоящих.
Некоторые из них уже под санкциями — например, Алексей Олексин и Николай Воробей. Но некоторые до сих пор «проскакивают между струйками», хотя их нередко называют лояльными белорусским властям. Рассказываем, кто они и какие бизнесы контролируют.
Рыбный король
В обновлённом рейтинге ста самых успешных бизнесменов Беларуси Александр Мошенский занимает 6-е место. Среди основных его активов — «Санта Бремор» и «Савушкин продукт». Есть компании у Мошенского в России, Украине и Молдове.
За годы своей работы Мошенский не только смог убедить власти продать ему ряд государственных молокозаводов и торговых сетей, но и побывал делегатом на Всебелорусском народном собрании в 2010 году — его в своей речи упоминал Лукашенко. В том же году Мошенский был доверенным лицом на выборах.
Мошенский угощал Лукашенко своей продукцией
Вошёл он и в Совет по развитию предпринимательства. Кроме того, бизнесмену доверили руководство Белорусской федерацией гребли. Александр Мошенский унаследовал этот пост от Петра Прокоповича, в тот момент возглавлявшего Нацбанк.
Мошенский входит в Белорусско-Российский деловой совет, имеет государственные награды. Наконец, в 2018-м он за 20 тысяч рублей купил на аукционе шоколадку с автографом Лукашенко.
Почему Александр Мошенский не попал под санкции? О том, что его собираются включить в «чёрные списки», сообщали несколько независимых источников. Подтверждал это и сам Мошенский — более того, говорил, что «принял определённые меры», чтобы не попасть под ограничения.
На наш взгляд, ответ нужно искать в международной торговле. Морепродукты на очень большие суммы компания Мошенского закупает в Исландии. Сам же он является почётным консулом этой страны в Беларуси.
Его заместитель Сергей Недбайлов — почётный консул другой европейской страны, Венгрии. Нельзя исключать, что «соломку подстелили» именно зарубежные партнёры Мошенского. Доводы у них могли быть простые: от санкций пострадает в том числе и европейская сторона.
«Яйцеголовый»
Айтишник и инвестор Виктор Прокопеня, занимающий 7-ю строчку в рейтинге бизнесменов, строго говоря — не «кошелёк режима». Речь здесь может идти скорее о его тесных связях с белорусскими властями и близким к ним бизнесменом — на определённом этапе биографии. Но Прокопеня и власти дружили далеко не всегда. В 2015 году, к примеру, IT-предприниматель задерживался по подозрению в «незаконной предпринимательской деятельности» — и девять месяцев провёл в СИЗО.
Именно рассказывая о деле Прокопени Лукашенко и обронил слово «яйцеголовые», которое приклеилось к белорусским айтишникам. После того, как бизнесмена освободили, он перебрался жить в Лондон. А его юристы начали просить СМИ удалять информацию о криминальном преследовании.
А в 2017-м минский офис компании Прокопени exp(capital) посещал Лукашенко — в компании российского олигарха Михаила Гуцериева. Партнёрские отношения связывали Прокопеню с семьёй Гуцериевых до недавнего времени, когда он выкупил у Саида Гуцериева долю в криптобирже, где они изначально были партнёрами. Это совпало с попаданием Михаила Гуцериева под западные санкции, хотя белорусский бизнесмен настаивает, что договорённость о сделке была достигнута задолго до того.
«Гостями» компании Прокопени были Лукашенко и глава ПВТ Всеволод Янчевский
Позже Прокопеня участвовал в подготовке декрета «О развитии цифровой экономики» и активно продвигал его.
В начале 2020-го в СМИ обратилась пресс-служба гуцериевского «Славкалия» с предложением опубликовать подписанную именем Прокопени статью об успехах властей в борьбе с коронавирусом. Некоторые издания её опубликовали.
В первые дни августовских протестов он сделал заявление: «Я не могу смотреть на происходящее без боли. Я против насилия. Каждый акт насилия порождает новое зло. Мы все очень разные, но все проблемы должны решаться только и исключительно мирным путём.
Беларусь — наш общий дом и наша Родина. Мы все за неё в ответе. Нам нужно научиться договариваться. Только диалог». На следующий день бизнесмен объявил о выделении 100 тысяч долларов в помощь пострадавшим. Позже он не делал никаких заявлений в пользу ни одной из сторон.
Греческий друг
Бизнесмену Павлу Топузидису в своё время позволили нарушить монополию государства на табачное производство. Долгое время в Беларуси были только государственная фабрика «Нёман» и его «Табак-инвест». Позже к числу допущенных к этому бизнесу добавился и Алексей Олексин.
Топузидис ещё и активный «общественник». Он тоже входит в Совет по развитию предпринимательства, но на благо родины делал больше.
Например, возглавлял участковые избирательные комиссии в Минске. Правда, в 2020-м почему-то не стал этого делать. Вместо него работали учителя школы №199.
Топузидис в роли главы участковой комиссии на парламентских выборах 2016 года, фото БелаПАН
Конечно же, бывал он и на Всебелорусском народном собрании.
Бизнесмен не раз встречался с Лукашенко: то в его рабочем кабинете, то на Нарочи, где Топузидис планировал строить водный центр. Собственно, и взглядов своих он никогда не скрывал: «Некоторые думают, что можно всё и за это ничего не будет. Нет. Должен быть и порядок, и послабления, и должна быть всегда гражданская ответственность», — говорил Павел Топузидис в эфире БТ летом 2020-го.
Как и Мошенский, Топузидис тоже является почётным консулом. Причём сразу двух стран: Греции (что логично, учитывая его корни) и Румынии. Возможно, это тоже стало фактором его непопадания под санкции.
Товарищ по хоккею
Павел Белый в последнее время нечасто появляется в публичном поле. Может, поэтому его имя вам кажется не таким знакомым. Между тем в рейтинге бизнесменов он занимает 21-е место и владеет крупной компанией-застройщиком.
Начинал Белый как хоккеист, позже играл за команду Лукашенко… и пошёл в бизнес. Сейчас среди его активов значатся компания «Тапас», риэлтерская фирма «Мегаполис», тренажёрные залы «Платформа» и X-Fit и многое другое.
Белый стоит слева от Лукашенко, фото БЕЛТА
В прошлом году пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт купила квартиру в комплексе «Олимпик-Парк» у отца Павла Белого. Его компания также построила скандально известный ресторан «Лебяжий», на открытие которого приходил Лукашенко.
Там же в мае 2020-го концерт для «своих» устраивал Виктор Лукашенко, а в августе выходила замуж Виктория Лукашенко, внучка главы семейства.
Не «отходит от тела» Белый и в спортивном смысле: например, участвует в «Минской лыжне» в команде Лукашенко.
Никаких заметных зарубежных связей у Белого нет.
Блюститель Зимбабве
В рейтинге бизнесменов Александр Зингман занимает скромное 62-е место, хотя его влияние выглядит достаточно серьёзным. Он доверенное лицо экс-главы Управделами Виктора Шеймана и, пусть с Лукашенко напрямую не контактирует, тесно работает с его конфидентом. Имя Зингмана также звучало в контексте предлагаемых оппозицией санкционных списков.
Зарегистрированная в ОАЭ компания Зингмана Aftrade продаёт в Африку белорусскую и российскую технику. Правда, африканские СМИ нередко заявляют и о том, что бизнесмен занимается не только тракторами, но и оружием. В том числе по подозрению в этом его задерживали в начале года в Демократической Республике Конго.
Зингман (в центре) пьёт вино в компании президента Замбии, фото NewsDiggers
У Зингмана хорошие связи с руководством некоторых африканских стран и, как утверждают местные СМИ, с некоторыми деятелями из Израиля.
Параллельно Зингман является почётным консулом Зимбабве в Беларуси. Разумеется, это никак ему не помогает бороться с возможным попаданием под санкции, зато бизнесу способствует.
Кто попадёт под новые санкции?
Евросоюз продолжает работу над пятым пакетом санкций, новые ограничения готовят и США. Конкретики относительно них пока нет. Однако звучало и то, что расширены санкции могут быть против отдельных «кошельков». Дальше всё зависит от степени обоснованности и соответствия критериям. Ну и от лобби, конечно.
Новые санкции могут быть объявлены уже в октябре.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное