Западные лидеры, ещё вчера искавшие дружбы с Кремлём, смотревшие сквозь пальцы на ползучее поглощение Москвой Беларуси, на агрессию против Грузии, аннексию Крыма, заклинавшие «не раздражать» Путина, — сегодня всё чаще говорят о военном противостоянии с Россией, — пишет Сергей Наумчик. — Не исключая и «горячую» его фазу, иными словами — непосредственное боевое столкновение России и НАТО.
Североатлантическому альянсу, понятно, отводится роль оборонительная — атакующей стороной будет Москва. С этим, похоже, смирились.
Называются разные сроки: от двух до семи лет. Наиболее оптимистичным выглядит сценарий руководителя оборонного ведомства Германии: он не говорит о неизбежном боевом столкновении, но зато саму продолжительность военного противостояния Запада и России определяет в несколько десятков лет.
Такие прогнозы, надеемся, наконец-то ставят точку в благодушном восприятии России и надеждах на скорую её демократизацию, которые с 1991 года совершенно безосновательно владели умами абсолютного большинства тех, кто определял политику западного мира.
Но открытым остаётся вопрос: а что хотел бы видеть Запад на месте нынешней России?
И вот здесь мы по-прежнему сталкиваемся то ли с непониманием сущности России, то ли с нежеланием произнести вслух то, что не раз и не два подтверждалось Историей.
А именно: в имперском (или, как это красиво определено в конституции, «федеративном») состоянии Россия никогда не будет ни правовым, ни демократическим государством — но всегда останется угрозой ближайшим соседям.
Кто бы ни пытался за последнее столетие переделать страну, — и у большевиков, и у демократов итог был один и тот же: диктатура. Причин этому хватало, но главная — сформированное столетиями имперское сознание.
Следует, наконец, признать, очевидную вещь: имперская ментальность не позволила и не позволит русскому народу самостоятельно построить государство, которое не являлось бы угрозой существования человечества.
И какую же непростительную ошибку сделал Запад в начале 90-х, не поставив полную ликвидацию ядерного оружия условием экономической помощи России!
Отдельная тема — согласие на членство России в Совете безопасности ООН, куда Москва пролезла путём банального шарлатанства; напомним, что основным претендентом на место СССР в Совбезе была демократическая Япония.
Мировые лидеры не врут ни секунды, когда уверяют Кремль, что Запад не хочет распада России — да, действительно, те, кто нынче управляет цивилизованным миром, не желают этого. Они не видят, не хотят замечать прямых параллелей между Россией и Третьим Рейхом.
А ведь невозможно представить, чтобы Черчилль или Рузвельт заверяли Гитлера, что не хотят уничтожения Третьего Рейха, и что их цель — только лишь освободить завоёванные нацистами территории.
Вспомним: в 1945 произошёл не просто крах нацистского режима — был уничтожен и Третий Рейх. Причём уничтожен не только как государственное, но и как территориальное образование.
Германия была разделена между союзниками на четыре зоны ответственности. Формирование новых государственных институтов взяли на себя другие государства.
Оставим за пределами темы тот факт, что одна из них перешла под контроль не менее бесчеловечного, чем нацистский, режима — важен исторический и правовой прецедент.
Сейчас всё чаще пишут о неизбежном распаде России — как говорится, «хорошо, но мало». Лучшим решением было бы внешнее управление демократическими государствами зонами ответственности, по примеру послевоенной Германии.
Срок — минимум одно, а лучше два поколения, чтобы успела выветрится из сознания вся эта фашистская дурь вроде «великой России» и «исторической миссии русского народа». И как жителей немецких городов принудительно обязывали хоронить тела замученных в концлагерях — так и москвичи, и петербуржцы должны будут отработать положенное время на восстановлении разрушенных украинских городов.
Возможно, впоследствии какие-то части нынешней России захотят объединиться в конфедерацию, а какие-то останутся независимыми. Это уже решать самим народам нынешней РФ — но только после того, как осмыслят то, что с ними произошло и приобретут навыки элементарной политической ответственности.
Считать, что стоит лишь удалить Путина, прекратить войну с Украиной, и всё постепенно образуется — опасная иллюзия, которая гарантирует повторение страданий соседних с Россией народов. И, возможно, не только соседних.