«Крымские заявления» Эрдогана – «удар в спину» России?

Эксперт российского Центра политических технологий им. Игоря Бунина Сергей Маркедонов – о позиции руководства Турции по отношению к Украине и России.

– «Сохранение территориальной целостности, суверенитета и политического единства Украины критически важно не только для региона, но и глобальной безопасности и стабильности». 23 августа в своем видеообращении к саммиту т.н. «Крымской платформы» президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган зафиксировал четкую позицию своего государства, – пишет Маркедонов. – С его точки зрения Крым в соответствии с нормами международного права должен вернуться под украинскую юрисдикцию.

Данный подход был также транслирован и представителем турецкого президента Ибрагимом Калыном. В интервью CNN он заявил, что возвращение полуострова должно быть основной будущего мирного соглашения между Киевом и Москвой.

С самого начала российской специальной военной операции на Украине, турецкий президент позиционирует себя, как посредник. Он настойчиво предлагает территорию своей страны для встречи Владимира Путина и Владимира Зеленского, а один из переговорных раундов между представителями российской и украинской стороны уже состоялся в Турции.

Означают ли «августовские» тезисы Эрдогана и его споуксмена некий радикальный разворот позиций Анкары? Или мы видим новый «удар в спину» России?

В последние два дня российский сегмент интернета полон эмоциями по поводу заявлений Эрдогана и Калына. Но если отбросить эмоции, то никакой новизны здесь нет. Турция последовательно с марта 2014 года не поддерживает переход Крыма под юрисдикцию России.

На эту тему вышло много заявлений, как МИД Турецкой республики, не говоря уже об Эрдогане. Президент Турции- частый гость в Киеве. И всякий раз он декларирует приверженность территориальной целостности Украины.

При этом его страна демонстративно отказывается от участия в санкциях против России, заявляет о наращивании двусторонних экономических связей с Москвой. Тем самым, налицо фронда против коллективной дисциплины НАТО, накладывающей обязательства однозначно поддерживать украинское государство.

Впрочем, говоря о позиции Эрдогана, не стоит зацикливаться исключительно на геополитике. Не стоит забывать про то, что по разным оценкам от четырех до шести миллионов турецких граждан имеют крымскотатарские корни. Среди них экс-премьер и бывший советник Эрдогана, а ныне его оппонент Ахмет Давутоглу.

И скажи Эрдоган нечто в том смысле, что у Москвы есть права на полуостров, его оппоненты воспользуются этим. Тем паче, что впереди у президента Турции парламентские и президентские выборы, а наиболее серьезными потенциальными соперниками Эрдогана являются мэры двух турецких столиц Анкары (Мансур Яваш) и Стамбула (Экрем Имамоглу). Оба они представляют ведущую оппозиционную Республиканскую народную партию (РНП).

И по различным опросам общественного мнения они опережали президента Турции. Добавим к этому непростую экономическую ситуацию (рост инфляции и дороговизны), тогда как на протяжении многих лет именно экономика была «коньком» Эрдогана.

В таких условиях он не может себе позволить излишнюю пророссийскость. Более того, представители РНП традиционно более открыты развитию связей с Западом.

Таким образом, во многом «крымские заявления» Эрдогана и Калына продиктованы внутриполитической логикой. Но президент Турции не был бы самим собой, если бы не стремился идти на международной арене «своей колеей».

И «проукраинские» сентенции первых лиц Анкары не означают полного разрыва с Москвой. Другое дело- поторговаться с Россией вокруг регионов, представляющих общий интерес.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.5(10)