Скандалы
Сергей Кайко, ”Прессбол”

"Кроты" угрожают Беларуси санкциями УЕФА

Арбитр московской коллегии судей Николай Асташин, которого бывший вратарь сборной Беларуси по футболу Валерий Шанталосов назвал своим “представителем и экспертом”, проводящим “независимое расследование” по первому на территории бывшего СССР уголовному делу о купле-продаже матчей, в эфире “Еврорадио” гарантировал белорусскому футболу санкции УЕФА.

Громкое уголовное дело, возбужденное по статье 253 УК Республики Беларусь в июне 2005-го, отправлено в Россию, чего, по данным “ПБ”, неофициальным путем добивались адвокаты объявленного в розыск Валерия Шанталосова, которому заочно было вынесено обвинение в попытке “подкупа участников профессиональных соревнований” и заведомо ложном доносе, соединенном с “обвинением в особо тяжком преступлении” (ст. 400 УК). Три тома практически завершенного расследования ушли по месту жительства обвиняемого, который не хотел возвращаться из Новосибирска на родину и представать перед судом (“ПБ” от 20.12.2007).

В ответ на требование экстрадиции гражданина Беларуси тот предъявил российский паспорт и в соответствии с Конвенцией “О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам” от 22.01.1993 якобы не мог быть передан другой стране. А так как Уголовный кодекс РФ содержит аналоги статьям 253 и 400 УК Республики Беларусь, а Генпрокуратура России выразила готовность довести дело до конца, его для принятия решения направили в Москву.

“Прессбол”, по материалам которого и было возбуждено дело, активно возражал против такого поворота. Помимо известных публикаций, 13.12.2007 главный редактор направил ходатайство начальнику предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома, в котором выразил “категорическое несогласие” со сдачей дела, попросил рассмотреть и принять следующие семь доводов:

“Во-первых, Шанталосов В.Д. — полноправный гражданин Беларуси. 18.12.2005 Партизанским РУВД Минска ему выдан действующий ныне паспорт МР 2058332. В то же время Закон Республики Беларусь “О гражданстве...” четко провозглашает “непризнание за гражданином Республики Беларусь принадлежности к гражданству иностранного государства”.

Статья 11 Закона гласит: “За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами”.

Никаких соответствующих договоров с иностранными государствами, в том числе и с Россией, Беларусь не имеет, следовательно, белорусские государственные органы не могут признавать и принимать во внимание гражданство России, даже если бы таковое было присвоено гражданину Беларуси Шанталосову.

Во-вторых, из материалов уголовного дела ясно следует, что гражданство России Шанталосов получил по поддельным документам. Органы внутренних дел города Кустаная подтвердили, что не выдавали паспорт гражданина Казахстана, который Шанталосов предъявил в Новосибирске в качестве основания для получения паспорта гражданина Российской Федерации.

Следовательно, российское гражданство Шанталосова незаконно с точки зрения не только белорусского, но и российского законодательства. Оно фиктивно во всех отношениях.

В-третьих, 03.11.2006 Шанталосов был прописан по белорусскому адресу... В Новосибирске же он проживает не постоянно, на время работы в местном футбольном клубе, срок контракта с которым по окончании нынешнего сезона, не исключено, на данный момент уже истек. Таким образом, едва материалы уголовного дела будут переданы в Россию, и розыск с белорусской стороны прекратится, ничто не помешает подозреваемому, не дожидаясь суда либо следственных действий со стороны российских правоохранительных органов, покинуть Новосибирск и вернуться к месту прописки. Ведь в Беларуси все вопросы к обвиняемому на тот момент будут сняты...

В-четвертых, уголовное дело подобного рода и по данной статье заведено и расследуется впервые не только в Беларуси. Нет прецедентов, практики, примеров борьбы с куплей-продажей спортивных матчей правовым, законным путем и на территории всего бывшего СССР.

Белорусские правоохранительные органы проделали огромную, длительную работу, сопряженную со многими препятствиями, сложностями и противоречиями. Но спустя три года, в течение которых законно разрабатывались и расследовались попытки подкупа белорусских футболистов, следователи и специалисты утверждают, что до передачи дела в суд осталось провести всего два формальных следственных действия — очную ставку свидетеля... с подозреваемым и собственно предъявление Шанталосову обвинения.

Но свидетели проживают и работают в Минске, а их поездка ради следственных действий и дачи судебных показаний в Россию, где сосредоточены корни черного тотализатора, сопряжена с реальной угрозой для жизни. Я, как свидетель и потерпевший, также не рискну отправиться в Россию, так как безопасности там в отличие от Беларуси мне никто не гарантирует. Учитывая эти обстоятельства, а также высокий уровень коррупции в России с одной стороны и неискушенность, неосведомленность российских правоохранительных органов в данном вопросе — с другой, уголовное дело может легко рассыпаться, не дойдя даже до суда.

Так весь многолетний труд, усилия белорусских правоохранительных органов по пресечению купли-продажи спортивных матчей пойдут прахом, виновные останутся безнаказанными и будут впредь продолжать подкупать спортсменов и тренеров, разваливать наш спорт, которому государство и президент Александр Лукашенко придают первостепенное значение.

В-пятых, в законодательствах России и Беларуси существует разница, не позволяющая серьезно рассматривать доказательства, наработанные в данном уголовном деле. Например, фоноскопическая экспертиза аудиозаписей, проведенная следствием, в российском суде может рассматриваться лишь как улика, но не доказательство. Для России попытка покупки матчей национальной сборной Беларуси — дело не особой важности, и такая экспертиза вообще может быть не принята во внимание.

В то же время в данном случае затронуты национальные, государственные интересы Беларуси. Пытаясь обеспечить поражения национальной сборной нашей страны, преступники посягнули на чувства, честь, достоинство, моральные и материальные интересы сотен тысяч жителей нашего государства.

Разница в подходах к одному и тому же уголовному делу в России и Беларуси перечеркнет все усилия белорусских правоохранительных органов как первопроходцев в борьбе с организованной преступностью в области купли-продажи спортивных матчей.

В-шестых, отдавая дело на откуп в Россию, где сосредоточен центр организованной преступной группировки, заказавшей подозреваемому обеспечение поражений сборной Беларуси, белорусские правоохранительные органы должны понимать, что таким образом ставятся под угрозу жизни свидетелей. Я, как один из свидетелей, ощутил это на себе в самом начале процесса, еще на стадии журналистского расследования, до возбуждения уголовного дела. Теперь же, когда все показания запротоколированы, содержания телефонных и прочих переговоров распечатаны, российскому преступному миру, обладающему огромными финансовыми и административными ресурсами, не составит труда “разобраться” со свидетелями, гражданами Беларуси, подкупив, запугав либо вовсе их ликвидировав.

Считаю, что белорусские правоохранительные органы должны защищать, не подвергать опасности свидетелей, а Республика Беларусь — своих граждан.

В-седьмых, даже если отбросить все предыдущие шесть доводов, передача данного уголовного дела для принятия решения в Россию незаконна по той причине, что, согласно статье 11 Закона Республики Беларусь “О гражданстве...”, “Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь”.

Подозреваемый, как полноправный гражданин Беларуси, должен нести ответственность перед белорусским правосудием.

Таким образом, передачу уголовного дела для принятия решения в Россию считаю неэффективным, неразумным, нелогичным, политически безграмотным, бесчеловечным, незаконным. На основании вышеизложенных доводов прошу завершающую стадию расследования и передачу дела в суд провести в Республике Беларусь.

Для этого считаю необходимым довести до российских правоохранительных органов факты незаконного получения Шанталосовым В.Д. гражданства Российской Федерации и добиваться его экстрадиции в родное государство, Республику Беларусь.

С уважением, Бережков В.П.”

Но доводы приняты не были, ходатайство осталось неудовлетворенным: “Это вовсе не означает, что мы снимаем дело с контроля, — заверил корреспондента “ПБ” заместитель генерального прокурора Республики Беларусь Борис Тарлецкий:

— Компетентные органы юстиции Российской Федерации дали нам письменное обещание осуществить уголовное преследование виновников покупки футбольных матчей в соответствии с законами наших государств. В данной ситуации это единственный продуктивный выход, так как Шанталосов, например, может вообще больше не приехать в Минск, и тогда он останется безнаказанным, ведь задержать его белорусские правоохранительные органы могут только на своей территории. Надеемся, наши российские коллеги подойдут к делу честно и профессионально, в соответствии с буквой закона. Случись иначе, мы вернем все на родину и продолжим работу”.

И вот передача дела в Россию принесла первые плоды, точнее, “сенсации”. Представитель Шанталосова Николай Асташин сообщил “Еврорадио”, что факт попытки подкупа футболистов сборной Беларуси действительно подтвердился. Только со стороны другого вратаря сборной.

“Во время приезда в Стайки Шанталосова 2 сентября 2003 года ему несколько футболистов рассказали, что Тумилович сам предлагал парням какую-то странную игру играть», — заявил Асташин. И добавил, что эта история для футбольной Беларуси обернется санкциями УЕФА:

— Почему господин Тумилович не заявил об этих разговорах перед игрой? Он обязан был это заявить руководству федерации, которое обязано было сообщить комиссару УЕФА. А сейчас УЕФА по этому уголовному делу начнет расследование, потому что Беларусь утаила факт насчет купли либо попытки подкупа. И сейчас Беларусь ждут очень жестокие санкции. Вплоть до дисквалификации.

Вчера корреспондент “ПБ” связался с Николаем Асташиным, чтобы выяснить конкретность и серьезность обращения представителей Шанталосова в УЕФА. На большинство вопросов бывший вице-президент “Уральца” (Нижний Тагил) и “Уралана” (Элиста), а также начальник щелковского “Спартака” отвечал многословно, витиевато. Николай Павлович, перескакивая с “Прессбола” на Лукашенко, сказал, что имена футболистов, которым якобы предлагалось “игру играть”, он “готов назвать только российской прокуратуре, так как эти люди в данный момент находятся на территории России”. Асташин также оставил в секрете документы, источники информации и финансирования, позволяющие ему выступать “экспертом”, а также вести “независимое расследование”.

В ответ на возражение, что конкретный футболист белорусской сборной, которого, по достоверной информации “ПБ”, пытались подкупить, своевременно сообщил об этом руководству, в частности, первому зампреду БФФ Вергеенко и на тот момент главному тренеру сборной Байдачному (произошло это 10 сентября 2003 года накануне отборочного матча чемпионата Европы Молдова — Беларусь), Асташин парировал:

— Это наказуемо, потому что вы в тот момент сокрыли факт. Сокрыли от вышестоящей инстанции, под чьей эгидой проводятся соревнования. Это нарушение устава. Если “Прессбол” утверждает, что в Тирасполе Тумилович подходил к Вергеенко и Байдачному, надо было немедленно сообщить инспектору, зафиксировать в протоколе. И сразу же, хотя бы на следующий день, начать расследование. На это было 24 часа. Ничего сделано не было. Сейчас УЕФА начнет разбираться, почему факт сокрыт…

При этом эксперт Шанталосова подтвердил, что УЕФА как фигурант в этой долгоиграющей истории возник именно с подачи российской стороны, которая, по словам Асташина, уже “направила туда документы, и сейчас УЕФА будет назначать своих комиссаров”.

На вопрос “ПБ”, что это за документы, Николай Павлович не ответил: “А вот это мы вам не можем сказать. Это внутренние дела российской территории. Вы ведь обвиняете гражданина Российской Федерации. Причем даже двух — Шанталосова и Пукшанского (на самом деле “Прессбол” Михаила Пукшанского — бывшего обозревателя “Спорт-экспресса”, а ныне пресс-атташе “Сатурна” — фигурантом данного уголовного дела никогда не определял, а в связке с “футболистом Ш.” в нашем изложении действовал исключительно “журналист П.”), тогда как Шанталосов никого не покупал, ни с каким Пукшанским не разговаривал. Мы общались с Пукшанским, и он сказал, что никакого отношения к Шанталосову не имел и не имеет. Они и виделись-то всего два раза когда-то в Нижнем Новгороде. В общем, все уже проверено и доказано, изучены ставки на те игры. Так что, извините, вы здесь немножко ошиблись. Или кто-то вашу газету ввел в заблуждение…”

По поводу перспективы уголовного дела в российском правовом поле Асташин категоричен, считая, что “дело сфабриковано”, оно непременно “развалится”. С последним утверждением представителя Шанталосова трудно не согласиться. Иной вопрос — санкции, об угрозе которых из Москвы заявляют категорично, хотя содержание якобы переданных в Швейцарию документов отчего-то не раскрывают.

Потому выразим, мягко говоря, сомнения по поводу авторитетности данного заявления, как и многого другого, прозвучавшего из уст Асташина. Здесь настораживает другое. Вся серьезность и тайна следствия, на протяжении долгих лет хранимая в Беларуси, с передачей дела в Россию слишком быстро превращается в фарс и имеет все шансы обернуться трагедией.

Вот, например, как разъяснил “эксперт”, почему наша Генпрокуратура отправила тома в Москву: “Белорусская сторона решила таким образом избавиться от этих документов, которые у нее лежат. Они дело и закрыть не могут, и в суд отвезти не могут. Они передали их России, чтобы Россия с ними разобралась, дала официальный ответ, что не будут из-за грубых нарушений его рассматривать. И белорусская сторона после этого скажет, что не хочет этим заниматься и направит дело в архив. Чтобы идти в суд, необходима доказательная база. Хотя бы очная ставка Пукшанского и Шанталосова, Шанталосова с Тумиловичем и Тумиловича с Пукшанским. Если этих очных ставок не будет, ни один суд дело не возьмет, потому что любой адвокат развалит его в 5 минут. Запись разговора Шанталосова с Тумиловичем суд не примет даже на территории Беларуси. Запись, сделанная незаконно, не имеет права рассматриваться, и судьи не имеют права ее рассматривать”.

Как видим, долго ждать не пришлось. Дело едва ушло в Россию, а “разбираются” в нем уже на уровне московской коллегии футбольных судей.

На вопрос о наличии у Асташина действительной лицензии адвоката, последовал такой же скорый ответ: “Есть юридическое образование и опыт оперативно-следственной работы. Давайте опустим пока все это. До хороших времен. Мы не будем вам много чего говорить. Это нежелательная информация. Когда дело начнет вертеться серьезно, мы представимся официально”...

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)