Для Беларуси это означает уничтожение своего мелкого и среднего бизнеса, потому что кроме масштаба у крупного российского бизнеса всегда есть более проработанные каналы поставки товаров.
Ковалкин: «В Беларуси и России работать невыгодно, даже если ты циничный инвестор, которому плевать на то, что там происходит, лишь бы деньги»
Руководитель проекта «Кошт урада» — об экспансии российского бизнеса на беларусский рынок.
— Крупный российский бизнес в Беларуси просто из-за своих масштабов будет более эффективным, чем местный бизнес, и держать более низкие цены, — отметил Владимир Ковалкин на Malanka Media.
Эксперт объяснил, почему экспансия российского бизнеса в нашу страну увеличивается, и чем это обернется для беларусов.
— Собственно говоря, российский бизнес больше нигде и не ждут, кроме как в Беларуси. Они пытаются забрать последние, пусть и не очень рентабельные рынки, чтобы хоть что-то заработать.
Плюс у них есть доступ к различного рода дешевым подделкам и товарам, которые не соответствуют стандартам качества. Российский бизнес во многом и построен на том, чтобы обмануть, предоставить покупателю услуги либо товары низкого качества.
Поэтому они выигрывают и в ценовой конкуренции. А беларусов, кроме сокращения числа предпринимателей, ожидает снижение качества товаров, — сказал Ковалкин.
Он уточнил, что и беларусский, и российский бизнес из-за санкций оказались в схожем положении.
— Как у россиян, так и у беларусов уже нет особого выбора, откуда привлекать инвестиции и откуда может заходить иностранный бизнес.
В Беларуси работает следующая схема. Все, что может подмять семья Лукашенко со своим окружением, они подминают. То, что сами охватить не могут, но тем не менее, на рынке оно необходимо, отдают россиянам. Вот и все.
Поэтому останется только какой-то местный локальный бизнес. Ни один нормальный инвестор в таких условиях вкладываться не будет.
Мы видели, как пытались вложиться арабы. Но потом они понимают, что санкции ужесточаются, и выходят.
То есть с точки зрения отношения выгоды и риска в Беларуси и России работать невыгодно, даже если ты циничный, оппортунистический инвестор, которому плевать на то, что там происходит, лишь бы деньги.
Китаю тоже в Беларуси уже неинтересно, потому что его интересы касались исключительно транзитной зоны, может быть, какой-то отверточной простой сборки и отправке дальше.
Но поскольку границы зарыты, санкции усиливаются, этот интерес пропал. То есть проекты остались, но они, что называется, в таком режиме гибернации.
Соответственно, для беларусов остаются только россияне. Больше никому этот рынок не интересен, — делает вывод эксперт.
Он отмечает, что даже при смене политического режима вернуть иностранных инвесторов в Беларусь будет сложно.
— Эта проблема и создавалась достаточно долго, десятилетиями, и решаться будет тоже, скорее всего, не за один год, даже в будущей независимой Беларуси.
Для того, чтобы серьезные западные инвесторы поверили в какую-то вновь открывшуюся страну, прошедшую трансформацию реформ, должно пройти время, должен накопиться опыт.
Вот с кем проблем не будет, так это с разного рода мошенниками и авантюристами, которые заходят заработать быстрые деньги и вывезти капитал.
Как пример — братья Каричи, которые с большим удовольствием после распада Советского Союза создавали бизнесы в России и Беларуси, какие-нибудь арабские шейхи, у которых нет моральных принципов и обязательств по отношению к нашей стране.
Такие инвесторы, к сожалению, придут первыми, и сначала их будет много.
Серьезные бизнесмены придут только тогда, когда убедятся, что работают судебная система, политические институты. И придется потратить много времени сначала на создание этих институтов, а потом на то, чтобы убедить всех, что они не имитационные, а работают реально, — заключил Ковалкин.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное