Филин

Ольга Скворцова

Ковалкин: «Сомневаюсь, что бедные люди, которые заботятся, чего им поесть, начнут требовать политических прав и свобод»

Экономист, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин — о том, что делать тем, кто останется без работы в Беларуси.

Фото petitions.by

— Как вы считаете, грозит ли нашей стране продовольственный кризис в условиях экономики военного времени?

— Опасения не напрасны. Ассортимент упадет очень сильно. И в каком-то виде продовольственный кризис нам грозит. В каком, мы пока понять не можем. Потому что до конца не знаем, насколько и в какой части производство продуктов питания в Беларуси зависимо от импортных поставок самого различного назначения.

Импорт овощей на сегодняшний день очень сильно затруднен в связи с тем, что он шел через порт Одессы в основном, а Украина сейчас в войне, соответственно, этого импорта нет.

Второй момент — это импорт различных составляющих пищевой промышленности, начиная от различных комбикормов, добавок для скота и птицы, семенного фонда. В условиях усложнения импорта всего этого просто не будет. Соответственно, это вызовет падение производства в этой сфере, рост дефицита и рост цен.

— Чем запасаться сегодня белорусам?

— Женщины старшего возраста знают, чем запасаться. Они прожили 90-е, у них рефлексы, что называется, отработаны. Они запасаются сахаром, солью и спичками. Насчет спичек я не так уверен, а вот сахар и соль — прекрасные консерванты. Они нужны для варенья и закаток.

В 90-е люди во многом выживали, потому что имели дачи, участки, там выращивали помидоры, огурцы, картошку. Они ходили в лес, собирали грибы-ягоды, потом их сушили и консервировали.

Второе, чем стоит закупаться, — это различного рода медикаментами. Их  ассортимент будет становиться все меньше. Если человек страдает какой-нибудь хронической болезнью, стоит запастись на максимальный срок медикаментами, которые нужны. Простейшие препараты типа йода, зеленки, аспирина не исчезнут. А вот с антибиотиками или препаратами для лечения специфических болезней могут начаться проблемы.

Из пищевых продуктов имеет смысл запасаться тем, что имеет длительный срок хранения, большое количество калорий и микроэлементов. Это мука, крупы, прежде всего, овсяная и гречневая.

— В соцсетях некоторые смеются, мол, зачем сахар, соль и муку покупать.  

— В валютные кризисы это было бессмысленно делать. Сейчас, когда идет война на территории Украины, разрываются цепочки поставок, запасаться стоит. Пришло время отнестись к этому серьезно.

— Экономисты прогнозируют массовую безработицу в Беларуси к маю. Инсайдерские источники с предприятий сообщают о введении четырехдневки, остановке цехов, запланированной «оптимизации». Что будет со всеми белорусами, которые останутся без работы в ближайшее время?

— Да, это неизбежно, с одной стороны, будет падение зарплат, с другой — рост безработицы. На Россию рассчитывать не стоит, там будут ровно такие же процессы происходить. В Украине война.

Остается ехать на Запад, с этим тоже будут большие сложности, потому что Беларусь воспринимается на сегодняшний день страной-агрессором.  Соответственно, отношение к белорусам на Западе будет в лучшем случае нейтральным, получить визу будет достаточно сложно. Три миллиона украинцев выехали в ЕС, и Европе этих беженцев переварить бы.

Есть смысл ехать на заработки дальше – в США, Австралию. Что делать всем остальным, сложно представить. Либо менять профессию для того, чтобы иметь возможность работать удаленно (IT, маркетинг в соцсетях, дизайн и т.д.), либо оставаться и думать про подсобное хозяйство для того, чтобы выживать.

— Массовые увольнения резкое падение уровня жизни может привести к всплеску народного недовольства?

— Очень сомневаюсь, что бедные люди, которые заботятся о том, чего им поесть, начнут требовать политических прав и свобод. Тот момент, когда это было разумно и уместно, к сожалению, ушел.

Теперь основная масса образованных интеллектуалов либо вытеснены из страны (а у нас более 200 тысяч за этот период выехало из Беларуси просто потому, что опасаются репрессий и арестов), либо сидит за решеткой, а те, кто остались, им сложно что-то сделать в условиях репрессий.

Люди будут недовольны, но что они с этим могут сделать? Выйдут на улицу, получат по голове дубинкой, и на этом все закончится.

Могут быть эксцессы, связанные с войной, с чем-то экстраординарным. К примеру, Лукашенко ввяжется в войну с Украиной и начнет общий призыв. И тут внезапно окажется, что оружие оказалось в руках сторонников перемен. В таком случае что-то похожее на революцию и изменение режима возможно. Опять же, это не связано напрямую с экономикой.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(52)