Экономика

Виктория Захарова

Ковалкин: «Куда более сложная ситуация — с обслуживанием госдолга»

Минский городской совет утвердил бюджет города на 2022 год в размере 7,1 миллиарда рублей. При этом планируемые расходы превышают доходы города, но дефицит к концу года не должен превысить 200 миллионов рублей.

В документе немало интересных данных. Например, основной доход городские власти планируют получить от поступления налогов, а потратить полученные деньги обещают прежде всего на здравоохранение (24,4%), образование (19,8%), «общегосударственную деятельность» (21,6%) и сферу ЖКХ (14,6%).

Что дефицитный бюджет означает для горожан и откуда чиновники могут брать недостающие деньги?

— Бюджет Минска — тот, за который меньше всего хочется переживать, — пояснил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин. — По плану получается собственных доходов 99%, при этом около 1% — безвозмездные поступления, в основном целевые программы вроде преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС - 0,5%, субсидии на строительство жилья — 0,5%, 0,06% — на стимулирование занятости и так далее.

Словом, бюджет Минска как раз самый беспроблемный в плане доходов.

Более того, в отличие от других местных бюджетов, здесь в доходной части нет НДС, хотя он делится между республиканским и местными бюджетами. То есть, несмотря на то, что часть налогов даже исключена из доходов минского ,юджета и они идут прямо в республиканский бюджет, он все равно остается практически бездефицитным и не предполагает никаких субсидий на покрытие дефицита.

С ретроспективной точки зрения, отмечает эксперт, бюджет Минска всегда был профицитным, то есть доходы столицы превышали расходы. А дефицит, если и был, то носил искусственный характер. Например, часть денег из минского бюджета переводилась в республиканский, а после эти средства перераспределялись в стагнирующие регионы, где экономика находилась в гораздо худшем состоянии.

Но в 2022-м, и уже далеко не впервые, республиканский бюджет тоже «скроен» с дефицитом. Если говорить простыми словами, насколько это тревожная тенденция — что страна много лет не только проедает заработанное, но и живет в долг, все больше наращивая его размеры?

— Беларусь достаточно долго жила в долг, всего пару лет в истории страны республиканский бюджет был профицитным, — подтверждает Владимир Ковалкин. — Что это означает? Что дефицит нужно как-то покрывать, дабы свести концы с концами.

Делается это чаще всего либо внешними заимствованиями, либо печатанием денег. Но печатание денег приводит к инфляции и девальвации (а Беларусь среди стран СНГ «чемпион» по этому показателю — ни в одной другой стране не было такой инфляции и девальваций), либо к росту госдолга, что мы также наблюдаем на протяжении долгого периода.

Что касается текущего положения вещей — дефицит в бюджете есть, но он не является, так скажем, критическим, он более или менее управляем.

Куда более сложная ситуация — с обслуживанием госдолга. На сегодня Беларусь находится под санкциями, и перезанять деньги будет достаточно сложно, по сути, остался один кредитор — Россия, а Китаю Беларусь не интересна.

Несмотря на то, что соотношение госдолга к ВВП, если сравнивать этот показатель с другими странами, не является таким уж чрезвычайным и критическим, то невозможность перезанять деньги на обслуживание госдолга на фоне дефицита бюджета может быть проблемой. Может образоваться такой «кассовый разрыв», что придется залезать в республиканский бюджет и забирать деньги, например, у врачей, учителей или еще кого-то, чтобы оплатить госдолг.

Эксперт отмечает, что подобная макроэкономическая ситуация связана с желанием белорусских властей показать рост ВВП и экономики, хотя бы в цифрах, дабы продемонстрировать Западу успех свой экономической модели. Мол, несмотря на все введенные санкции, в нашей экономике все только прирастает, развивается и колосится.

— Это делается за счет увеличения расходов бюджета, — говорит Владимир Ковалкин. — И приводит к дефициту. В формуле ВВП есть инвестиции, в том числе государственные: проще говоря, если государство вкладывает бюджетные деньги в строительство школ и больниц, то ВВП растет. Это простой способ, ничего не меняя, добавить пару процентов роста ВВП.

Но проблема заключается в том, что чаще всего эти госинвестиции непроизводительны, не предполагают рост прибыли, чтобы окупить расходы. В конечном итоге это приводят к сочетанию роста госдолга, необходимости печатать деньги, вследствие чего получаем девальвацию с инфляцией — и так по кругу.

А если инфляция превышает 5% (ниже этого показателя, как считают экономисты, она носит естественный, общемировой характер) — это в любом случае отъем денег у граждан через обесценивание национальной валюты, резюмирует эксперт.