Филин

Наталья Север

Ковалкин: «Глядя в будущее Беларуси, люди видят новый Советский союз, только труба пониже и дым пожиже»

Эксперт — о том, как связаны пессимизм и падение экономики.

Центр системных бизнес-технологий SATIO в ходе исследований выяснил, что 80% белорусов в той или иной степени обеспокоены состоянием экономики страны.

В частности, 27% респондентов «очень обеспокоены», 53% — «скорее обеспокоены», «скорее не обеспокоены» — 16% и «вообще не обеспокоены» только 4% опрошенных.

При этом чаще недовольны состоянием экономики столичные жители, а особую озабоченность высказывают люди с высоким доходом. Авторы исследования сделали вывод о том, что этот экономический кризис по большей части является «кризисом богатых».

Почему условные богатые и условные бедные по-разному воспринимают ситуацию, Филин разбирался со специалистом.

— Мне кажется, что ответ на этот вопрос напрямую зависит от каналов потребления информации, — полагает руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин. — Они разные у условных бедных и богатых.

Люди с более высоким доходом, те же представители частного бизнеса, читают независимые СМИ, а люди с более низким доходом, из сельской местности, госпредприятий и прочие бюджетники, в большей степени смотрят и читают госСМИ.

Каналы информации у них разные, соответственно, разная и картина мира.

Второй момент заключается в том, что более обеспеченным людям свойственно планировать свое будущее. Они, собственно говоря, потому и становятся более обеспеченными, что смотрят в будущее, ставят цели и стараются их достигать.

Сейчас, глядя в будущее Беларуси, они понимают, что все очень плохо, что там уже четко вырисовывается Советский союз, только труба пониже и дым пожиже. И главный вывод, этим людям реализоваться в таком будущем, под санкциями и со всеми остальными проблемами, вариантов практически нет.

А люди с низкими доходами не столько склонны смотреть в будущее, сколько склонны жить сегодняшним днем и прошлым. Это объясняет и то, почему они часто бедные. Они не заглядывают в будущее, не занимаются саморазвитием, часто живут от зарплаты до зарплаты, копят на новый телевизор, поездку в Турцию или недорого автомобиль — и на этом все.

У них такая культура восприятия жизни, они реагируют по факту: не получил зарплату — начинает беспокоиться, а пока получает, все вроде бы нормально. То есть их кризис еще, что называется, не достал в полной мере. Они только-только начинают ощущать на своих доходах текущую ситуацию. Самые большие проблемы еще не пришли.

— Тем не менее, согласно тому же исследованию, большая половина и богатых, и бедных ожидают дальнейшего ухудшения ситуации, то есть в большинстве своем народ настроен пессимистически, несмотря на всякие бравурные заявления пропаганды о новых возможностях.

— Понятно, что даже более бедные люди ощущают изменения, если не на зарплате, которую все еще выплачивают, то на инфляции. Цены в магазинах растут.

Многих могут не беспокоить данные о том, что у нас экспорт и импорт рухнули, начиная с марта. Но те, кто ходит на работу на госпредприятия, очевидно, замечают, что уже третий месяц подряд становится меньше заказов и работы.  

Тренд такой, что не до радости.

А ведь даже тем, кто смотрит телевизор, нужно что-то намазывать на хлеб. Пропаганду не намажешь, ее хорошо слушать на сытый желудок. А когда желудок урчит, внешними спецэффектами и шоу это не исправишь.

Поэтому да, общая тенденция заключается в том, что у людей будет все больше разочарования и смотреть вперед они будут все больше с пессимизмом.

А это, в свою очередь, будет определять долгосрочный проект развития экономики. Потому что люди, которые с пессимизмом смотрят в будущее, склонны больше сберегать, экономить и меньше инвестировать.

Соответственно, это снижает деловую активность и запускает будущий цикл уменьшения зарплат, уменьшения ВВП, роста безработицы и в целом экономического падения.

Такие ощущения людей на самом деле очень важны. Потому что на этих ощущениях люди строят понимание своего будущего.