Ковалкин: «Эти заявления на самом деле не про накопления, а про то, чтобы люди не доставали рубли из банков и не меняли их на доллары»
Экономист — о том, что ждет беларусов, которые последуют примеру Натальи Кочановой и будут откладывать накопления в беларусских рублях.
— Знаете, до недавнего времени у меня сбережений не было, — призналась спикер Совета Республики Наталья Кочанова в эфире государственного телеканала «Беларусь 1». — Только в последние полгода я стала откладывать пенсию — накапливаю в беларусских рублях.
Все, что у меня есть, — это исключительно беларусские рубли. Другой валюты у меня нет.
— Кочанова свои заявления делала не про пенсию, а про текущую ситуацию, — объясняет в интервью Филину руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин. — Эти заявления продиктованы необходимостью, потому что, очевидно, есть необходимость убеждать население, что рубль не рухнет.
Доверие к рублю падает по целому ряду причин: это и рост рублевой массы, и большая привязка к российскому рынку, и падение российского рубля, и очень высокие ожидания инфляции и девальвации в Беларуси. Поэтому, собственно говоря, стоит ожидать, что Кочанова и прочие чиновники будут делать подобные заявления, обертывая в какие-то странные формы — иногда про пенсионные накопления, иногда про возможность разбогатеть, иногда еще про что-нибудь.
В принципе, когда чиновники начинают эту песню петь, все привыкли к тому, что это означает: скоро будут проблемы, скоро ожидается кризис. Все эти заявления на самом деле не про пенсию, не про накопления, они про то, чтобы люди не доставали рубли из банков и не меняли их на доллары.
— Что ждет тех беларусов, которые верят телевизору и последуют примеру Кочановой?
— Мне кажется, даже самые большие идиоты, которые верят телевизору и смотрят Азаренка, понимают, что в финансовую систему Лукашенко верить нет никакого смысла. Не знаю, кем нужно быть, чтобы, прожив столько инфляций и девальваций за те 30 лет, что Лукашенко у власти, продолжать верить кому-то или чему-то. Уже все на своем опыте прожили уже много раз кризисы, девальвации, и мне кажется, что там верующих совсем не осталось.
Что касается Кочановой и людей, подобных ей, будущее их более туманно, чем мы можем себе представить. Варианты от большой госпенсии до тюрьмы равновероятны. Думаю, они и сами хорошо понимают, что будущее, которое им светит, абсолютно неожиданно и непредсказуемо.
Конечно, они все надеются, что будут жить на хорошую госпенсию, индексируемую, что будет продление режима Лукашенко и после него поставят кого-то похожего, кто обеспечит им инерцию и продолжение того, что происходило. Это одна из вероятностей.
Но есть и другая — режим может рухнуть, и все эти люди могут попасть под люстрации, и тогда уже придется жить явно не на госпенсию, а возможно, даже и не на воле, поэтому ситуация для них жуткая и шаткая. Поэтому они говорят одно, а делают другое.
У всех чиновников есть их прикорытные бизнесмены, которые здесь и сейчас зарабатывают деньги и вывозят их за границу, складируют их на иностранных счетах, у всех запасной аэродром, золотой парашют. Дураков там нет. Поэтому все там прекрасно понимают, несмотря на те надежды, которые у них есть — пожить на хорошую госпенсию.
Читайте еще
Избранное