Позиции в отношении войны страны, которая является соагрессором в этой войне, и важного нейтрального государства, которое выступает посредником во многих переговорах, не могут быть одинаковыми.
Котов: «В данный момент из всех международных посредников именно Ватикан является наиболее авторитетным для всех сторон»
О чем мог вестись разговор за закрытыми дверями? Политолог Анатолий Котов в экспресс-комментарии «Салідарнасці» — о последней встрече Апостольского нунция Анте Йозича с беларусским правителем.
— Действительно, внешне разговор с нунцием выглядел очень мило, но здесь нужно понимать, что, во-первых, Ватикан разговаривает со всеми и это их неизменная позиция — дипломатия несмотря ни на что, — говорит собеседник. — Во-вторых, за таким непринужденным внешним фасадом в переговорах с Ватиканом действительно могут обсуждаться серьезные темы. Допускаю, что так было и в этот раз.
В таком случае я бы рассматривал сегоняшнюю встречу как минимум в двух аспектах.
Первое — когда мы увидели, как Лукашенко пытается поставить себя на одну сторону с Ватиканом, говоря о сходстве позиций по поводу войны в Украине. Это полная чушь, конечно же.
Это просто попытка самооправдания Лукашенко. К тому же, мы не знаем настоящей реакции на эти слова нунция.
По большому счету, все их отчеты о встречах на таком уровне выглядят приблизительно одинаково.
Однако в данном разговоре определенно были и другие темы, не озвученные госпропагандой. И это второй более важный аспект встречи, которую нам представили как некий странный обмен любезностями.
— Вы имеете в виду переговоры по освобождению политзаключенных, среди которых есть в том числе предствители католической церкви?
— Да, это и положение ксендзов, которые находятся под уголовным преследованием, и в более широком смысле выход из тюрем политзаключенных.
Надо сказать, что переговоры по этому вопросу идут в общем уже четыре года. С той или иной интенсивностью в них участвуют разные международные посредники. В том числе Ватикан.
Пожалуй, в данный момент из всех международных посредников именно он является наиболее авторитетным для всех сторон, а, значит, и потенциально успешным.
Потому как известно, что контакты режима с Западом максимально ограничены. В такой ситуации всегда эффективнее общаться через посредника, который пользуется доверием всех сторон. И Ватикан в этом случае идеально подходит.
— Как вы думаете, могли ли это быть предметные переговоры, предполагающие некие последствия?
— Давайте подождем две-три недели.
— Не хотелось бы спекулировать на теме освобождения, но вы имеете в виду, что в ближайшее время могут освободить еще кого-то из политзаключенных?
— Это был бы правильный, ожидаемый и логичный шаг. Если вообще можно говорить о логике в отношении Лукашенко.
Но определенно, на этой встрече поднимались вопросы и политзаключенных, и по позиции Беларуси в отношении войны против Украины, и по перспективам урегулирования этого кризиса.
Я не исключаю, что в ближайшее время на свободу действительно могут выйти хотя бы несколько ксендзов. Возможно, и дальнейшее движение по вопросу Красного костела, с которого сейчас сняли все печати.
Читайте еще
Избранное