Филин

Яна Соколова

Котов: Это полные «Приключения Чиполлино»

Политолог Анатолий Котов в интервью Филину — о том, почему вдруг пропагандист Тур предложил пересмотреть закон об обращениях граждан, и к каким последствиям могут привести эти изменения.

Игорь Тур в эфире ОНТ назвал причину оттока медиков. Оказалось, виноваты неблагодарные пациенты, которые вываливают на врачей «весь свой внутренний негатив».

Также пропагандист предложил пересмотреть закон об обращениях граждан, так как от него «больше вреда, чем пользы». Мол, «пациенты любят жаловаться, а контролирующие органы любят проверять жалобы и реакции на них».

— Обвинить в оттоке врачей и недостатке медперсонала пациентов — это такая своеобразная логика. Пациентов слишком много, и они слишком требовательны, поэтому якобы врачи убегают, — комментирует заявления пропагандиста политолог Анатолий Котов. — Ситуация с количеством пациентов, их поведением не меняется на протяжении последних 30 лет. И до этого доктора, медсестры и медперсонал не разбегались.

Анатолий Котов

Тур забыл рассказать о другой стороне, как давят на медперсонал всякими бумажками и бюрократией номенклатурный аппарат системы Минздрава и не только. Медиков больше заставляют писать бумажек, чем, собственно говоря, заниматься непосредственно врачебной работой и лечебным делом.

Кроме того, чем больше драконовских мер вводить в плане закрепления молодых специалистов (фактически, медицинское рабство), тем меньше людей будет хотеть попасть в эту систему, а больше уехать. Поэтому товарищ пропагандист здесь натягивает сову на глобус.

У этого направления есть еще один немаловажный аспект, который нужно было бы изменить, если бы дело было именно так, как говорит Тур. Если проблема в пациентах, в том, что у них слишком много опций жаловаться на докторов, и доктора, бедные, вынуждены реагировать на каждый чих, соответственно, нужно и менять систему реагирования на каждый чих пациента.

Это неизбежно приводит к тому, что вместо множества комиссий и проверок нужно вводить систему страхования ответственности медицинского работника за свои действия, и тогда подавляющее большинство казусов, которые случаются в ходе оказания медицинских услуг, как минимум гарантируют компенсацию пострадавшему от реальных ошибок, а не надуманных вещей.

В общем, это система, которая работает и защищает права всех в этом процессе — и пациента, и доктора. Она действует в странах ЕС. Это одна из первых мер, если проблема выглядит так, как ее описывают в своих измышлениях пропагандисты.

Что касается закона об обращениях граждан, он работает не только в медицинской сфере. За годы его применения сложилось две практики. С одной стороны, у каждого есть право написать обращение.

Есть категория людей, их называют профессиональными жалобщиками. Они пишут десятки писем в месяц в разные инстанции по одному поводу, который существует в их голове. Есть проблема злоупотребления тем, что ты написал — и тебе обязаны ответить.

Но вместо того, чтобы внедрить систему оценки того, на каком уровне нужно реагировать — от местных властей до локальной госорганизации или центральной власти, чтобы каждый занимался своим делом, если на обращение стоит реагировать — система пошла по пути наименьшего сопротивления.

Защитной реакцией является максимально генерировать документы, которые позволяют сразу не отвечать. То есть стандартная практика: получено письмо, мы его куда-то переслали, потому что считаем, что этим должны заниматься они. И в достаточно большом количестве случаев обращение получает орган, на который жалуются, а тот генерирует уже заготовленную отписку.

В принципе, если оценить механизм работы системы с обращениями граждан, можно сказать, что идет генерация пустого бумаготворчества с минимальным КПД. То есть, есть масса поводов, на которые не стоит реагировать.

С другой стороны, генерируется масса способов не реагировать вообще ни на что, и все это исключительно часы работы бюрократии, тонны бумаги и порошка для принтера.

Сама постановка вопроса, что закон в той редакции, в которой существует, генерирует эту огромную проблему только в медицинской сфере, тоже приводит нас к выводу, что сам посыл абсолютно неправильный. Тогда такие же абсолютно проблемы должны были бы быть во всех иных сферах: отток кадров отовсюду, потому что жалуются граждане на все и на всех. Но этого нет. Соответственно, сам посыл неправильный и вывод тоже.

Если же Тура послушают и начнут корректировать закон, то это приведет к тому, что уже, скорее всего, на законодательном уровне будет записано гораздо больше случаев, когда гражданам можно не отвечать, игнорировать. Больше дискреционных полномочий конкретному чиновнику, чтобы просто написать отписку.

Потому что нельзя написать общее правило: вот на такое мы реагируем в течение 15 дней, а 10 страниц посвятить исключениям для медицины, потому что «из-за ваших обращений уезжают врачи».

Если корректировка будет, она будет касаться всего. В текущей ситуации можно с абсолютной уверенностью говорить о том, что в результате корректировки чиновник станет еще дальше от народа, чем он был до этого.

— Приведет ли это к тому, что у людей будет меньше опций пожаловаться?

— Писать можно будет столько же, сколько и раньше, если не введут штраф за необоснованное обращение гражданина. Единственная новелла, которой стоит опасаться, — это полные «Приключения Чиполлино». То есть, не пишите нам, мы вас оштрафуем за любое обращение.

С чиновничьей логики не хватает штрафов за обращения граждан, которые можно признать необоснованными. И тогда будет бронебойная плита, которую не прошибить.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(11)