Плюс уличные акции нужны для того, чтобы показать тем городам, где они проходят, что белорусы есть, белорусы не то же самое, что режим, что белорусы против режима, против репрессий, против войны.
Коршунов: «В 2020 году белорусы зарубежья осознали себя белорусами. Они выделились из общего постсоветского русскоязычного пространства»
Социолог – о трансформации белорусской диаспоры после 2020 года, а также о ее целях и вызовах.
– Акции, которые белорусская диаспора сейчас проводит на улицах городов мира, безусловно, важны, – говорит в интервью «Немецкой волне» старший эксперт Центра новых идей Геннадий Коршунов.
– В том числе они важны и для тех, кто находится в Беларуси, потому что, когда я еще сам был в стране, я открывал утром Телеграм и видел, что по всему миру есть белорусы, и они не просто есть – они действуют и помнят про Беларусь.
К тому же эти марши, – продолжает Коршунов, – необходимы и самим белорусам зарубежья. Это возможность самому себе напомнить, что ты не просто уехал, а что ты белорус. И это очень поддерживает психологически.
Что не только продолжается российско-украинская война, но и репрессии в Беларуси тоже продолжаются.
Главное достижение белорусской диаспоры в 2020 году
– Белорусов за рубежом всегда было очень много. Было несколько больших волн, начиная даже с конца XIX века, – напоминает Коршунов. – Но в 2020 году белорусы зарубежья осознали себя белорусами.
Белорусы выделились из общего постсоветского русскоязычного пространства, потому что до этого говорили, что есть диаспоры русские, есть достаточно большая украинская диаспора, а белорусы как-то растворялись.
Но события 2020 года поспособствовали тому, что белорусы выделились из этого пространства, осознали себя белорусами, сформировали положительный имидж, мобилизовались и политизировались.
А еще, по словам Коршунова, стали наращиваться организационные связи, которые в основном шли в горизонтальном плане, но очень разнообразно. – Начиная от сбора финансирования для помощи Беларуси и заканчивая уличными манифестациями.
Каковы цели белорусов зарубежья
– Их много, но основных, пожалуй, две. Первая – самосохранение и выживание. И здесь очень хорошо то, что эта цель достигается не только вливанием в русскоязычную диаспору или встраиванием в принимающее общество. Сейчас к этому добавилось самосохранение белорусского. А для этого теперь у нас есть достаточно большое количество ресурсов.
Дело в том, что режим выдавил за границу именно тех, кто делал белорусское гражданское общество, белорусское медийное и культурное пространство, тех, кто делал беларушчыну.
Да, это географическая катастрофа для Беларуси, но, с другой стороны, это огромный ресурс для распределенной трансграничной Беларуси и для всего белорусского общества.
Вторая задача диаспоры – это создание новой Беларуси, ее концептуальных рамок, что до конца еще не получается, потому что нельзя это сделать быстро и сразу. Я имею в виду создание плана реформ, а также накопление финансовых связей и возможностей.
Коршунов подчеркивает:
– Эти две цели еще и взаимосвязаны. То есть, не только сохранить себя и сохранить белорусское, но и создать некий банк или базу ресурсов и связей, которые можно и нужно использовать на благо новой Беларуси.
Какие проекты диаспоры можно считать успешными
– Проектов, которые делает диаспора, огромное количество и, к сожалению, мы всех их не знаем. Некоторые из них волонтерские, которые практически не рекламируются, а просто решают маленькую задачу.
Но есть и огромные проекты общебелорусского значения, такие, как BYS*L, BYP*L, BYH*LP и так далее. От небольшой самоорганизации на десятки человек – до тех, кто объединяет и помогает сотням тысяч и практически миллионам.
Однако, по словам эксперта, пока всем этим проектам не хватает объединения на разных уровнях и «создания протосистемы».
Достаточно ли у диаспоры ресурсов два года спустя?
– Я спрашивал у людей, что будет с диаспорой, если ситуацию с Лукашенко не удастся решить в ближайшее время. И люди отвечали, что процесс запустился, а белорусская диаспора сформировалась главным образом за счет некоего ядра.
Да, если ситуация затянется, безусловно, активность будет уменьшаться, и количество людей, включенных в процессы, тоже. Но ядро, которое подняло это движение, останется в любом случае.
Правда, не будем забывать, что режим, скорее всего, будет давать поводы для того, чтобы ядро политизировалось и чтобы остальные не забывали и тоже включались в движение белорусов зарубежья… В целом нужно отметить, что диаспора не уменьшается, а растет.
Читайте еще
Избранное