Общество

Конвейер репрессий. Беларусы сталкиваются с еще одним видом преследования

Хроника политического преследования 15 сентября.

Оксану Лепко будут судить за солидарность с политзаключенными

Как стало известно правозащитникам Вясны, суд над политзаключенной Оксаной Лепко начнется 16 сентября в Гродненском областном суде.

Женщина была задержана 23 января 2024 года в ходе рейда КГБ за помощь политзаключенным. Ей предъявлено обвинение по ч. 1 и ч. 2 ст. 361-4 УК (содействие экстремистской деятельности).

Дело будет рассматривать судья Валерий Романовский.

«Ездили-ездили, а потом их не выпустили». Беларусы сталкиваются с еще одним видом репрессий

Силовики нашли очередной способ репрессировать беларусов. Кроме того, что вас могут задержать на границе по возвращении из ЕС, могут еще и спокойно впустить в Беларусь, а потом сделать невыездным и репрессировать. Об этом Белсату сообщил человек, который сам оказался в такой ситуации.

Фото: Пограничный комитет Беларуси

– До нас доходит далеко не вся информация, но то, о чем мы знаем, – это довольно большие цифры. В месяц можем узнавать до 10 человек, которые ездили-ездили, а потом их не выпустили, – сказал представитель службы эвакуации BySol Федор.

Так происходит из-за особенностей работы системы силовиков.

– Имеется в виду, что человек проезжает границу и высвечивается в базах каждый раз. В то же время у оперативников ведутся уголовные дела на много тысяч человек одновременно по делу тех же протестов. И в определенный момент совпадает, что доходит очередь до конкретного человека – и он высвечивается в базах, когда пересекает границу. Тогда человек попадает в список невыездных, – объясняет Федор.

Есть еще один сценарий, когда человек уже был в списке невыездных. В этом случае также можно въехать в Беларусь без проблем.

– Если он был в розыске, его бы сразу задержали. Запрет на выезд означает, что человек условно свободен: в пределах Беларуси. Среди кейсов чаще всего с запретом на выезд сталкиваются лица, принимавшие участие в акциях протеста, и молодые люди призывного возраста, – продолжает представитель BySol.

Главный совет и принципиальная позиция BySol – лучше не ездить в Беларусь, если вам может грозить опасность или есть подозрения на этот счет. Проверить, ограничен вам выезд или нет, можно на сайте МВД.

– Но это можно сделать только с территории Беларуси или виртуально с территории Беларуси, то есть через беларусский IP [можно использовать VPN. – прим]. И, естественно, если выезд ограничен, то ехать просто запрещено, – говорит Федор. – Во-вторых, если мы понимаем, что принимали участие в каких-то акциях, где могли засветиться, или это были известные акции, по которым идут уголовные дела, то тоже не надо ехать.

Некоторые беларусы пытаются поехать домой через Россию. Это немного увеличивает шансы на успех, но не обязательно помогает, отмечает собеседник.

Читайте еще

Марыя Садоўская-Камлач: Калі раней расейскія СМІ стараліся спадабацца беларусам, то сёння стаўленне іншае

Конвейер репрессий. Как юрист Зенкович выглядит после 3,5 лет в заключении. Стали известны фамилии всех 37 политзаключенных, выпущенных по амнистии. КГБ задерживает учителей со всей Беларуси по делу «Адукаванкі»

Дроздовский: «В странах Европы около 15% людей с инвалидностью, а у нас 6%. Как так может быть?»

Гребенщиков: «Людей учат, что только они правы, а все остальные — враги. С этим очень тяжелым наследием придется справляться не один десяток лет»

Мялешка: «Сказалі, вы зашмат гаворыце»

Конвейер репрессий. В Бресте политзаключенного снова приговорили к колонии – а также его жену. Почобут согласился на выезд из Беларуси еще в апреле – Анжелика Борис. Названы имена десятков политзаключенных, вышедших в «четвертой волне»