Общество
Семен Печенко

Кому нужен «русский дух» в Беларуси?

Два арт-директора из России регулярно проводят в белорусских клубах пророссийские вечеринки. Совпадение?

В поле зрения СМИ снова попал очередной белорусский клуб, приглашающий гостей на вечеринку под названием «Русский дух». В этот раз выпить водки, спеть и сплясать под российскую попсу зазывает гомельский «Red Pub». Впрочем, как оказалось, подобные мероприятия клуб проводит с завидной регулярностью.

Звонок журналистов в Гомель выявил любопытную деталь. Арт-директор гомельского клуба Нина Сереброва приехала в Беларусь из России, белорусский язык понимает очень слабо, «русские» вечеринки называет просто отдыхом. То есть, почти один в один, как Александр Кроитор, арт-директор минского ночного клуба Dozari, который также регулярно проводит похожие мероприятия.

Вечеринки «Русский дух» регулярно проходят в гродненском клубе Alpha Centauri. В разговоре с корреспондентом «Салідарнасці» в январе этого года представитель клуба достаточно агрессивно реагировал на белорусский язык и настойчиво просил не искать в беседе политику. Любопытный момент: сотрудник клуба подчеркнул, что такие вечеринки проводятся «во всех клубах Беларуси и России».

Кто стоит за продавцами российских флагов?

В последнее время в прессе и соцсетях все чаще стали упоминаться загадочные молодые люди, которые раздают (а чаще всего продают) на улицах белорусских городов флажки России, СССР, иногда официальную символику Беларуси. Как правило, это глухие люди. Когда внимание СМИ к ним обострилось, продавцы флажков стали избегать контактов с теми, кто пытается с ними заговорить или фотографировать. На днях общественный активист Андрей Ким при попытке сфотографировать такого продавца на одной из парковок Минска был вынужден отбиваться. Андрей поднял важные вопросы: кто стоит за глухими продавцами российской и советской символики? Откуда они берут флаги? Как это согласуется с законом?

Казаки тренируются воевать. С кем?

Несколько лет назад белорусские казаки у многих вызывали смех. Мол, ходят ряженые по улицам, минский зоопарк патрулируют.

Сегодня уже не до смеха. В интернете несложно найти фотографии казаков, тренирующихся стрелять из «калашникова» и обучающих стрельбе молодежь из неблагополучных семей.

Например, 21 марта этого года под Гродно минский военно-патриотический центр «Казачий Спас» провел тренировку с участниками православных военно-патриотических клубов «Славяне» (Гродно) и «Дружина» (Щучин, Гродненская область). Были здесь и гродненские казаки.

Гродненские казаки на занятиях по стрельбе

Возникает вопрос: с кем собираются воевать казаки?

Участие российских казаков в войне в Украине на стороне сепаратистов наводит на определенные мысли. В плане идеологии наши доморощенные казаки мало чем отличаются от коллег из России. Все те же нападки на Запад и оппозицию, и призывы сберечь «русскость и православие».

Почему молчат власти?

Суммируем вышеописанное. Начиная с 2013 года в Беларуси организована продажа/раздача российской и советской символики, иногда в комплекте с официальной белорусской. Практика показывает, что милиция практически не реагирует на подобные акции. Что несколько странно, учитывая то, как пресекаются любые попытки демонстрации опальных исторических символов или даже обыкновенных ленточек с орнаментом.

Ситуация выглядит так, будто правоохранители и не пытаются всерьез заниматься ни рядовыми распространителями, ни их кураторами. Во всяком случае, широкой общественности и прессе об этом пока неизвестно.

Начавшаяся около года назад регулярная серия вечеринок в «русском стиле», проходящих в столице и областных центрах, также не выглядит спонтанной акцией. Уж больно похожа их программа и антураж, да еще и в двух случаях организаторами являются приехавшие им России граждане. Как любит говорить российский пропагандист Дмитрий Киселев: «Совпадение? Не верю!».

Как и в случае с флажками, танцы под водку и русскую попсу власти также не интересуют. Милиция вламывается на презентацию книги в Гродно, ходит на спектакли «Свободного театра», десятками задерживает футбольных фанатов, но «русский дух» ее пока не заботит.