— Есть преступления, которые не имеют срока давности для привлечения к ответственности. Это преступления против человечности, доказательства которых мы собрали в исследовании, — объяснила Мария Колесова-Гудилина на канале Обычное утро.
Адвокатка Колесова-Гудилина является одним из авторов исследования «Преступления против человечества в Беларуси: юридический анализ и варианты ответственности», подготовленного экспертами Центра закона и демократии Justice Hub.
— Нами подтверждена политика государства как атака на гражданское население.
Это не только систематические избиения. Это и введение законов и указов, которые так или иначе ограничивают права и свободы беларусов.
Это и принудительная депортация беларусов, когда они вынуждены бежать из страны, спасаясь от уголовного преследования.
Там приведено множество конкретных примеров, — отметила она.
По данным исследователей, число пострадавших от различных форм политических репрессий в Беларуси с мая 2020 года уже превышает 136 тысяч человек.
— Вторая часть исследования — это рассмотрение вариантов привлечения к ответственности. Для этого мы проанализировали разные трибуналы и суды, которые были в мировой практике за последнее время, и пришли к основному выводу: в Беларуси действительно совершаются преступления против человечности и за них действительно предусмотрено наказание.
Наш документ как раз станет одним из доказательств, которое нужно будет представить в суде над представителями режима Лукашенко.
Среди фигурантов, по которым мы собрали доказательства, кроме самого Лукашенко — Карпенков, Швед, Шуневич, нынешний министр МВД и другие представители силовых ведомств, представители министерства юстиции, которые преследовали адвокатуру, Ермошина, которую все уже почти забыли. Но нельзя забывать о том, что она делала. И другие.
У государства же есть обязательства, и эти представители власти свои обязательства не выполняют.
Есть сложности по привлечению Лукашенко и представителей его режима к ответственности в Международном уголовном суде, так как у Беларуси нет обязательств по признанию этого суда.
Однако если на территории Беларуси совершены преступления, которые продолжаются с территории РФ, у которой есть все-таки определенные обязательства перед МУС, то есть путь привлечения к ответственности.
И мы знаем, что прокурору МУС переданы доказательства о причастности представителей режима и лично Лукашенко к вывозу украинских детей. Посмотрим, будет ли ордер.
Что касается вариантов привлечения к ответственности зафиксированных нами преступлений, то они, во-первых, подпадают под нормы универсальной юрисдикции.
Конечно, самым справедливым для беларусов, на мой взгляд, мог бы стать именно беларусский суд. Однако пока мы не имеем доступа к судебной власти в нашей стране, но мы можем создать свой трибунал.
Варианты привлечения к ответственности есть, и даже не один, но рассказывать о них я не могу, потому что представители режима во избежание наказания могут попытаться чинить препятствия.
Пока пусть обратят внимание на кейс бывшего спецназовца Горавского. Это хороший сигнал для всех силовиков, судей и прочих, кто находится в Беларуси, о том, что все равно наступит момент, когда их будут судить.
Через два года или через десять, сейчас судят в Швейцарии, но когда-то будут в Беларуси, — уверена адвокатка.