Когда ждать пика эпидемии в Беларуси

Центр стратегических и внешнеполитических исследований совместно с технологическим партнером оценил возможные масштабы эпидемии коронавируса в Беларуси.

Вычисления были произведены с использованием математической модели на основе SEIR, которая является самым распространенным инструментом для прогнозирования эпидемий такого типа. Использовалось около 20 различных параметров.

Ниже приведены промежуточные результаты моделирования по имеющимся данным.

Начало мая: в рамках пессимистического сценария число жертв эпидемии в Беларуси может превысить 210 человек.

Середина: может наблюдаться «верхняя часть» динамики роста нагрузки на национальную систему здравоохранения, с угрозой превышения ее ресурсов.

Третья декада: общее число погибших при негативном сценарии может составлять порядка 3 тысяч, общая численность зараженных может превысить 115 тысяч человек, а максимальное количество заявок на самоизоляцию или госпитализацию может доходить до  2 тысяч в день.

Министерство  здравоохранения Беларуси пока осторожно полагает, что самый тяжелый период придется на конец апреля-май. С ним согласен и представитель Всемирной организации здравоохранения в Беларуси Батыр Бердыклычев. 

– По результатам нашей модели пик инфицирования по негативным оценкам может приходиться с небольшим сдвигом, на середину мая, а пик госпитализаций на начало июня, – сказал «Салідарнасці» глава Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий. – Разница в прогнозируемом времени пика эпидемии  может быть обусловлена наличием у Министерства здравоохранения более детальной информации о развитии пандемии в стране, отсутствующей в открытом доступе, а также подходами к моделированию. Достоверных оценок по ряду параметров для Беларуси нами пока не получено и вместо этого применяются среднемировые значения протекания эпидемии.

Фото Сергея Гапона 

Поэтому уже в самое ближайшее время необходимо принять широкие системные меры по объему тестирования и скорости отработки санитарно-эпидемиологических расследований, качеству и телемедицинской поддержке граждан на самоизоляции,  а белорусским гражданам — повысить степень соблюдения рекомендаций ВОЗ и Минздрава. Увеличение степени поддержки и информирования также позволит повлиять на стратегию поведение граждан в общенациональном масштабе. В таком случае подобный пессимистический сценарий будет существенно скорректирован в меньшую сторону, или вовсе не будет реализован.

– В наших условиях было бы полезно сделать ставку на «умный карантин», — считает Арсений Сивицкий. — В Чехии две недели назад начали реализовывать подобный набор мер, многие технические решения были реализованы в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Такие системы оперативно анализируют данные о личном самочувствии граждан, геолокации с мобильных устройств, историю банковских транзакций. Анализ этих сведений позволяет выявлять заразившихся пациентов на стадии ухудшения самочувствия (для этого используется специальное приложение на мобильном телефоне, которое позволяет оповестить медицинские службы о наличии симптомов и зарезервировать их приезд), где и когда находился пациент с COVID-19, и с кем он мог пересекаться в течении определенного промежутка времени.

Умный карантин не приводит к тотальному схлопыванию экономики

Следующий шаг: оперативная изоляция заболевших и их контактов различного уровня с последующим тестированием и оказанием медицинской помощи, если это необходимо, в том числе телемедицинской. Параллельно функционируют информационные сервисы, которые оперативно оповещают граждан в режиме реального времени об эпидемиологической ситуации, например, нанося на онлайн-карту новые случаи заболевания и места, которые не следует посещать в течение определенного промежутка времени. Такие приложения сигнализируют о том, пересекались ли люди с носителями коронавируса, но при условии, что пользователи будут сообщать, что у них диагностирован COVID-19. Недавно корпорации Apple и Google объявили о совместной разработке инструментов для реализации подобных решений.

– Преимуществом «умного карантина» является то, что он не приводит к тотальному схлопыванию экономики. Это одна из самых разумных стратегий, предполагающая ряд умеренных мер, которые можно сохранять в течении длительного времени (6-12 месяцев) до тех пор, пока большая часть населения не выработает иммунный ответ, при этом равномерно распределяя нагрузку на систему здравоохранения. Дело в том, что ряд исследований показывает, что снятие «драконовского» карантина приведет к обратному всплеску эпидемии, пропорциональному ослаблению мер. То есть, риски возникновения вторых волн достаточно высокие, некоторые оценки говорят о том, что они начнутся уже осенью. Поэтому важно организовать тестирование не только на наличие коронавируса, но и на антитела к нему. Это позволит понять, в каких масштабах у населения выработался иммунитет, —  говорит Арсений Сивицкий.

Действовать нужно довольно быстро. Все виды социально-экономических активностей должны уже быть переведены на дистанционную форму, если это возможно с технической точки зрения, а все массовые мероприятия отменены.  Важно также и всеобщее соблюдение гигиенических рекомендации, включая применение средств индивидуальной защиты.  

Чего хотят граждане

Временное урезание свобод в демократических странах в период пандемии вызвало не протест, а поддержку общества. Означает ли это хотя бы частичное признание гражданами определенных преимуществ авторитарных режимов вообще и белорусской модели, в частности?

– В условиях неопределенности возрастает запрос на сильное государство, но не в смысле авторитарного стиля поведения, а в плане способности оперативно и эффективно реагировать на кризисные явления, неважно — будь то это эпидемия, или экономический кризис, — говорит шеф Центра стратегических и внешнеполитических исследований. – Однако белорусские власти пока ориентируют людей, чтобы они пытались справляться с трудностями сами по себе. Малый и средний бизнес уже должен готовиться к такому развитию событий. Да и общество в целом, скорее всего, тоже.

Поэтому делать выводы о том, насколько успешной оказалась белорусская модель хоть в медицинском, хоть в экономическом смысле еще слишком рано. Но нельзя не отметить, что первая реакция руководства страны уже существенно скорректирована. Это говорит о том, что выбранная тактика и риторика на определенном этапе стала демонстрировать серьезные изъяны, а сейчас рискует оказаться совершенно провальной.

– Совсем скоро, через несколько месяцев, нас ожидает еще один шок — глобальный экономический кризис, новая «Великая рецессия», к которой, как и в случае с пандемией коронавируса, многие развивающиеся страны, включая Беларусь, вряд ли оказались подготовленными. Поэтому не исключено, что жить в условиях мировой чрезвычайной ситуации придется еще долгое время. Если белорусское государство не сможет развернуться к диалогу с гражданским обществом чтобы объединить совместные усилия и сформулировать адекватные ответы на вызовы пандемии коронавируса и нового глобального экономического кризиса, это будет иметь драматические последствия для внутренней стабильности, суверенитета и независимости,  — предупреждает Арсений Сивицкий.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.2(116)