«Когда встанет вопрос о партийном строительстве, на «болото» начнут охотиться»

Политолог поясняет, почему нам надо учиться разговаривать друг с другом.

— Процесс разделения белорусского общества на сегменты оформился настолько, что не замечать его не получается, — заявил Игорь Тышкевич в эфире своего канала. — Многие спорят о глубине разрыва, то есть о том, насколько люди готовы не воспринимать друг друга в связи с разными политическими взглядами. Но кроме межличностной проблемы есть еще один аспект.

Поскольку Беларусь еще не вышла из политического кризиса, то состояние общества, его сегментация определяют то, кто возьмет верх, и в каком формате будут развиваться события.

Основываясь на данных экспертов, в частности центра Chatham House, политолог отметил, что в стране сформировались три примерно равные группы: сторонники протеста, сторонники Лукашенко и нейтральная группа, так называемое «болото».

— Сейчас у нас стабилизировалось два полюса, количество активных сторонников протеста несколько падает, но данная группа есть, и она выстраивает коммуникацию внутри себя. Точно также выстраивает коммуникацию внутри себя группа сторонников Лукашенко, либо «ябатьки». Третья группа — нейтралы или «болото» — по большому счету, не верит никому.

Здесь наглядным является отношение к вопросу о государстве и государственной системе. Среди ядра протеста количество людей, которые воспринимают государство, как свое, ничтожно мало. Отсюда и тезис о новой Беларуси.

Ситуация среди сторонников Лукашенко диаметрально противоположная. Государство в теперешнем виде идеально отражает их настроения, его ни в коем случае менять не стоит.

И есть «болото», в котором ценность государства все-таки более 50%, но в то же время велика доля тех, кто не считает, что государственная система в полной мере отражает их интересы.  Примечательно, что и лозунг о новой Беларуси не заходит «болоту». Такой же устойчивый мировоззренческий раздел общества на три группы наблюдается и по многим другим вопросам, — говорит Тышкевич. 

По его мнению, в связи с глубоким разделением белорусского общества и отсутствием коммуникации между группами, для политического будущего Беларуси возникла весьма опасная ситуация.

— У нас получается три большие группы, которые отличаются мировоззренчески и между которыми стремительно утончаются и исчезают средства коммуникации. Для каждой аудитории есть свои средства донесения информации. Но среди них нет тех, которые воспринимались бы всеми тремя группами.

К чему это может привести? Даже при свободных выборах, будет две равновеликие фракции, а «золотая акция» будет принадлежать маленьким группам, которые будут примыкать либо к тем, либо к тем.

Когда встанет вопрос о партийном строительстве, на «болото» начнут охотиться и окружение Лукашенко, и русские, потому что процесс развала белорусского общества, можно сказать, был их мечтой, и им тоже необходимы свои структуры.

Соответственно, у них будут попытки перехватить инициативу и выйти с определенными посылами к «болоту», которое просто ожидает, что случатся определенные перемены к лучшему, и не верит ни тем, ни тем. И у Лукашенко есть возможность, есть рычаги реальной власти достучаться до «болота».

А вот у сторонников протестов есть очень серьезная проблема. Попытка окуклиться и играть только на свою аудиторию, говорить тезисами, понятными только для своей аудитории, — это не выход. Такая попытка ведет к тому, что группа просто превращается в секту, которую не воспринимают все остальные.

В итоге 30%, если у них нет тезисов, которые воспринимают другие группы, и механизмов донесения этих тезисов до других групп, и останутся максимум 30%, — указывает на проблему политолог.  

Разрешить проблему, если не раскола, то хотя бы коммуникации, по мнению Тышкевича, можно единственным способом.

— Если активные оппоненты существующего политического режима так и останутся 30% и не получат перспектив для роста, это станет серьезным вызовом для любых процессов трансформации в Беларуси. В таком случае страна окажется ограниченной, во-первых, в конкуренции тезисов, конкуренции идей, во-вторых, в трансформации.

Нам надо учиться разговаривать друг с другом и думать, каким образом сшивать раскол в белорусском обществе. Просто тупо пропагандой с обоих сторон эти линии раскола не склеишь, они только углубляются. И мы видим, как власть пытается работать над тем, чтобы создать огромную пропасть между ядром протеста и «болотом».

В свою очередь, ядро протеста, пытаясь демонизировать сторонников Лукашенко, также углубляет эту линию раскола. Ключевой момент здесь в том, что кроме пропаганды необходимо думать, в том числе над мостами между группами.  

Как их построить, чтобы не изменить своей позиции, это вопрос для обоих центров. Но такая политика возможна, как для сторонников протеста, так и для сторонников Лукашенко. И та сторона, которая первой запустит не конфронтационные механизмы коммуникации, попытается выйти на разговор, та сторона и подхватит большее количество сторонников.

Если же этого не сделает ни одна из сторон, в таком случае может стартовать третий проект. С обоими сторонами будет пытаться коммуницировать третья сила, но ее центр уже может быть не в Беларуси, — заключил политолог. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.2(32)