«Когда кончается гарант стабильности для стабильности это может быть чревато разными сюрпризами»

Почему настоящая дата смерти некоторых исторических личностей не всегда совпадает с историческими фактами. Письма к дочери вспоминают историю кончины одного римского императора. 

— Император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август скончался 19 августа 14 года. И это официально установленный исторический факт. В том смысле, что смерть Императора была официально зарегистрирована 19 августа.

Но Император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август скончался во время инспекционной поездки на юг Италии в маленьком городке Нола. И это было очень мило с его стороны. В смысле помереть во время инспекционной поездки вдали от Рима. Если бы Август умер в Риме, то факт его смерти совершенно невозможно было бы скрыть. Ну потому, что Рим был, конечно, большой, но смерть первого лица в нем сразу бы заметили. А это создало бы множество неудобств для наследников почившего Императора.

К тому времен Август полвека был первым человеком в Риме. Он правил так долго, что пережил своих друзей, соратников и даже внуков. То есть вот буквально не на кого было оставить страну. Кроме императорского пасынка Тиберия Юлия Цезаря.

Но у Тиберия был тяжелый характер. В Риме его недолюбливали. Август и сам его недолюбливал. Если бы мог оставить наследство кому-нибудь другому, так обязательно бы оставил. Но оставить было некому.

Проблема была в том, что, когда Август умер, Тиберия рядом не оказалось. Тиберия не оказалось даже в Италии. Он в это время командовал римскими войсками в Иллирии.

И, конечно, отсутствие наследника под рукой в этот судьбоносный момент могло иметь для наследника нежелательные последствия. Мог найтись какой-нибудь генерал с завышенной самооценкой. Или римские сенаторы с перепугу могли затеять возрождение Республики. Когда кончается гарант стабильности, гарантировавший стабильность столько лет, для стабильности это может быть чревато разными сюрпризами. А никакая стабильность сюрпризов не любит.

К счастью для стабильности рядом оказалась Ливия Друзилла, жена, а теперь уже вдова Августа. А Ливия была, во-первых, женщина решительная и несентиментальная, а во-вторых, мама Тиберия.

Как только Август умер, Ливия немедленно приказала выставить вокруг дома, где скончался Император сильную охрану. Всех впускать, никого не выпускать. Чтобы слухи о его смерти не просочились раньше времени. К Тиберию она отправила гонца с требованием немедленно приехать в Нолу.

А пока Тиберий не прибыл Ливия то и дело распространяла ободряющие слухи о состоянии императорского здоровья. О том, что добрым квиритам не надо волноваться. Император хорошо покушал, поиграл в мяч и буквально вот уже завтра вернется к своим императорским обязанностям.

И так продолжалось до тех пор, пока Тиберий не прибыл в Нолу. Весь Рим был уверен, что гарант гарантирует стабильность не хуже, чем раньше, «как вдруг молва сообщила одновременно и о кончине Августа и о том, что Нерон принял на себя управление государством».

читайте также

Добрым квиритам рассказали, что Тиберий прибыл в Нолу как раз вовремя, чтобы успеть принять последнее благословение от испускающего дух Императора. А с императорским благословением уже не забалуешь.

Тем более, что Тиберий был все-таки лучшим римским боевым генералом. А армия и благословение гарантируют права наследства гораздо надежнее, чем одно только благословение.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 1.9(74)