Кнырович: «Получается так, что 4,2 миллиона белорусов, работающих в экономике, должны обеспечивать бюджетников, детей и пенсионеров»

Бизнесмен и блогер – о том, что через 10 лет серебряный сектор может составить четверть, а то и треть всей мировой экономики.

Александр Кнырович

– Образ пенсионера, который может себе позволить отдыхать на пляже и путешествовать по миру, создает новый сектор экономики, так называемый серебряный сектор, применимый для европейских пенсионеров и совершенно не применимый для белорусских, – рассказывает в своем новом видео Александр Кнырович.

– Средняя пенсия в Беларуси сегодня около 640 рублей, – апеллирует к официальной статистике бизнесмен, – но никакого пенсионного фонда в Беларуси нет.

То есть, по названию он, конечно, есть, но в реальности такого места, где была бы такая большая кубышка, куда бы складывались деньги и потом разумно инвестировались в безрисковые проекты, такого места нет.

Сегодня все деньги, которые мы платим в виде отчислений ФСЗН (34%) или 1% пенсионного фонда, – продолжает Кнырович, – сразу же уходят белорусским пенсионерам.

То есть, фонд объективно пустой и, надо сказать, в нем даже не хватает денег. В бюджете на 2022 год был заложен 1 миллиард 700 миллионов белорусских рублей на покрытие дефицита этого самого фонда, а это уже больше 10%.

В реальности денег и отчислений сегодня работающих людей уже не хватает на текущие платежи для пенсионеров.

Кнырович объясняет, что таким образом работает солидарная пенсионная система.

– Но совершенно не во всех странах мира она такая. Во многих есть накопительная система, где деньги действительно накапливаются и впоследствии пенсионеры получают свои собственные пенсии из тех самых взносов, которые они накопили за жизнь.

Самый яркий пример – это пенсионный фонд Норвегии, где скопилось более 400 миллиардов долларов – это больше в несколько раз, чем вся белорусская экономика – и это, примерно 80-90 тысяч долларов на каждого жителя Норвегии.

Поэтому пенсионные фонды существуют и в разных странах мира, и они выполняют роль инвесторов в национальную экономику.

Например, в США весь объем пенсионных накоплений граждан составляет около 10 триллионов долларов. То есть половина всей экономики США, но почему-то об этом забывают упомянуть, когда говорят про крах доллара и про то, что буквально завтра экономика США посыпется.

Но, возвращаясь к солидарной системе, которую выбрало белорусское правительство, бизнесмен отмечает, что такие системы работают во многих странах.

– Это Польша, Швеция, Финляндия, Иран, Турция, Россия, Египет и Китай. Кстати, в Китае, что удивительно для ХХI века, одна треть пенсионеров вообще не охвачена какой-либо пенсионной системой. Так что бывает по-разному, и сегодня не самая большая проблема в том, солидарная эта система или накопительная.

По словам Кныровича, главная проблема в том, что население Беларуси стареет, а последнее время оно еще и уменьшилось на миллион человек.

– И самое страшное, что уменьшилась самая работоспособная часть. Это зависит от демографических факторов, и это еще то эхо войны, которое докатилось до нас через несколько поколений.

И, по сути, получается так, что 4,2 миллиона белорусов, работающих в экономике, должны обеспечивать бюджетников, детей до 18 лет и должны обеспечивать выплатами тех самых 2,4 миллиона пенсионеров.

И, если проделать небольшую математическую операцию, то окажется, что людей, создающих ценность в Беларуси, уже меньше, чем тех, кто пользуется результатами этого созидания.

Кнырович отмечает, что выходов из данной негативной тенденции может быть три.

– Первое, – это увеличение пенсионного возраста. Второй вариант – это увеличить сами отчисления от зарплат на покрытие тех самых расходов. Решение это нехорошее, потому что увеличение затрат вызывает инфляцию, проблемы в экономике и снижение экономического роста, что тоже нехорошо. И третье решение – это дождаться экономического роста, роста ВВП и, как следствие, роста зарплат и пенсий.

Говоря о третьем решении, бизнесмен напоминает, как связан пенсионный возраст в Беларуси и средняя продолжительность жизни.

– Как вы знаете, после последних реформ в Беларуси пенсионный возраст для мужчин составляет 63 года, для женщин – 58 лет. Но, когда мы говорим о пенсиях и пенсионном возрасте, нам нужно сказать и о том, сколько вообще живут люди в Беларуси.

Так вот, пенсионный возраст мужчины в Беларуси 63 года, а продолжительность жизни – 64. Таким образом, этот замечательный один год на пенсии мужчина наслаждается жизнью.

Но, если мы посмотрим на разницу в продолжительности жизни белорусского мужчины и женщины, то мы увидим, что женщина живет 78 лет, то есть на 14 лет больше, и, выйдя на пенсию в 58 лет, имеет 20 лет пенсионной жизни, а белорусский мужчина – 1 год.

Говоря о будущей пенсионной реформе и ее необходимости, Кнырович считает, что она нужна прежде всего для того, чтобы решить проблему нагрузки на сегодня работающих людей и того, что белорусская пенсия очень жестко привязана к нынешней зарплате.

– А перейдя на накопительную систему, – полагает бизнесмен, – мы могли бы оторвать уровень пенсий от текущего положения дел в экономике и позволить пенсионерам чувствовать себя увереннее, распоряжаясь своими собственными пенсионными счетами и рассчитывая, что в будущем они смогут с этими деньгами что-то сделать и чувствовать себя собственниками своих пенсионных накоплений.

Правда, по словам Кныровича, такой переход – дело дорогое. Экономисты оценивают его в 2% от ВВП в течение 10 лет. На сегодня это сумма около 12-13 миллиардов долларов и, конечно, такой суммы в экономике нет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.8(28)