Кнырович: «Надо «хапнуть» — за пару дней заработать на год. Такой же бизнес, как деды морозы»
Почему в Беларуси цветы стоят в разы дороже, чем у наших соседей в ЕС, объясняет в интервью Филину предприниматель и блогер Александр Кнырович.
Приближающиеся праздники снова заставляют беларусов задуматься о ценах на цветы.
Казалось бы, у нас столько крупных производителей — «ДорОрс», Минский парниково-тепличный комбинат, агрокомбинат «Ждановичи», ряд тепличных хозяйств. И все равно, чем ближе праздники, тем выше цены на цветы.
При этом у европейских соседей, где и энергозатраты, и стоимость рабочей силы выше в разы, почему-то цветы в разы дешевле. И что удивительно, чем ближе праздники, тем эта разница еще больше.
Предприниматель и блогер Александр Кнырович никаких загадок в данной ситуацию не видит, более того, считает все вполне логичным. Свою точку зрения он объяснил Филину.
— Цветы в Беларуси и должны быть дороже, чем в Польше или Литве. Дело в том, что все эти «ДорОрс», Минский парниковый комбинат и другие хозяйства — производители беларуских цветов — занимают на беларуском же рынке не более 10% от объемов продаж. По косвенным данным, объем нашего цветочного рынка — 200 млн долларов, а на долю беларуских производителей приходится хорошо если 20 млн, — констатирует Александр Кнырович.
А теперь сравните: в Нидерландах, которые в 5 раз меньше, чем Беларусь по площади, выращивают и продают цветов более, чем на 10 млрд долларов. И в Беларуси — 20 млн!
Поэтому здесь естественным является и перекос в сторону импорта, и то, что в странах, где производство цветов постоянное и не останавливается, цены будут ниже.
И Беларусь никогда не сможет сделать такие цены, как у производителей из Нидерландов, потому что и объемы несопоставимые, и посадочные, и остальные необходимые материалы у нас тоже импортные.
Малыми объемами нельзя конкурировать с массовым производством именно по цене. В малых объемах конкурируют по каким-то очень узким нишевым моментам. Например, если бы в Беларуси выращивали особенные цветы, но нет.
Поэтому практически все цветы завозные. Рынок очень маленький, а продавцы хотят зарабатывать много. Соответственно, как бы ни пыталось государство регулировать этот рынок, все равно наценки будут большими.
В тех же Польше, Литве, других европейских странах, понятно, что спрос на цветы к 14 февраля и 8 марта увеличится, но и в остальные дни он будет приличным, и продавцы это знают.
К тому же доходы населения в три раза больше, конкуренция высокая, более низкая маржа у оптовых и розничных продавцов. И это единый рынок Евросоюза, там нет таких препон, как при ввозе товаров из ЕС в Беларусь. Так формируются цены.
Именно рыночные законы не позволят Беларуси сделать цветы по ценам хотя бы такими же, как у соседей.
— Поэтому и к праздникам, когда особенный ажиотаж, в Польше и Литве цены снижаются, а в Беларуси поднимаются?
— Это происходит, потому что надо «хапнуть» — за пару дней заработать на год. Такой же бизнес, как деды морозы — с графиком сутки через 360.
Но и людей, которые хотят заработать деньги, можно понять. Они могут купить ограниченное количество цветов, поэтому зарабатывают не на объемах, а на наценке.
— Но здесь нужно учитывать, что этим людям постоянно усложняют правила. Сначала запретили торговать тем, кто сам не вырастил эти цветы. Потом их заставили платить взносы в ФСЗН, а теперь эти взносы нельзя платить пропорционально отработанному времени и нужно доплачивать для стажа. То есть продавцам цветов приходится каждый год закладывать все больше издержек.
— Государству просто очень нужны деньги, и оно не входит в положение каких-то продавцов на два дня. Этих людей просто не замечают.
Какое бы я принял решение в таком случае? С одной стороны, странно требовать полноценный ФСЗН за пару дней работы. Но как быть, все равно же надо как-то облагать налогом?
Пожалуй, я бы прикинул, что усилия, чтобы все это посчитать — кто сколько дней работал и сколько должен — будут гораздо больше, чем эти платежи.
Возможно, в этом случае объективнее было бы тех, кто отработал, например, меньше 5 дней в месяц, не заставлять платить за полный месяц, а вообще избавить от оплаты. Так бы и государство не занималось мелочами, и человеку было бы приятно.
— А что мешает Беларуси, которая в пять раз больше Нидерландов, выращивать достаточное количество дешевых цветов для своего рынка?
— То же самое, что мешает Беларуси, например, играть в баскетбол как Литва. Там это национальный вид спорта. Но не потому, что это огромное государство с большим населением, а потому что там есть такое понятие, как школа.
Когда десятилетиями люди работают на одну цель, в конечном итоге получается хорошо, даже вне зависимости от размеров государства.
Цветочный рынок — это традиции Нидерландов. Если Беларусь сегодня поставит такую же цель и не отдаст приказ госпредприятиям, а освободит от налогов предпринимателей, которые выращивают цветы, то лет через десять у нас появится своя школа, а лет через двадцать мы сможем конкурировать.
— То есть перспектива тут есть?
— Определенно, есть много по каким направлениям, кроме недавнего предложения Лукашенко выращивать в теплицах в Беларуси виноград. Он все-таки не будет конкурентоспособным по ценам.
В то время как для цветов есть стандартные технологии выращивания в теплицах.
Читайте еще
Избранное