Филин

Яна Соколова

Кнырович: Меня повеселили руководители БМЗ и Парка высоких технологий

В ПВТ заявили, что уехавшие айтишники возвращаются в Беларусь. Так ли это — Филин обсудил с бизнесменом Александром Кныровичем.

Александр Кнырович

Замдиректора Парка высоких технологий Кирилл Залесский рассказал о тенденции возвращения айтишников обратно в Беларусь после релокации.

— Сейчас мы видим совершенно четкую тенденцию, что при всех тех вынужденных перемещениях наших программистов за пределы нашей страны большинство из них при малейшей же возможности возвращается на родину. Здесь у них дом, здесь у них достойный уровень жизни, образования, медицинского обслуживания и так далее, — заявил Залесский в интервью БЕЛТА.

— Теоретически процесс частичного возвращения должен быть. Вспомним революцию столетней давности, тогда из Российской империи уехали 2 млн 100 тысяч человек и достаточно быстро назад вернулись 800 тысяч, — комментирует в интервью «Филину» заявления топ-менеджера ПВТ предприниматель Александр Кнырович. — Поэтому теоретически какое-то количество людей должны возвращаться в Беларусь в любом случае – просто потому, что не прижились в другой стране.

Однако каких-либо цифр, непосредственно касающихся процесса возвращения айтишников, не видно. Пока есть цифры об отъезде. Это данные о количестве выданных виз по программе Poland. Business Harbour — более 55 000. Есть официальные цифры о потерях в IT-секторе — более 16-18 тысяч. Предполагаю, что статистика врет, и их на самом деле больше.

По личным наблюдениям, айтишники наиболее подготовлены к релокации. Они владеют иностранными языками, живут в другой культуре всю жизнь, даже находясь в Беларуси. И оказываясь в Польше, Литве или какой-то другой стране, для них не очень меняется мир. Он становится просто более комфортным, чем был в Беларуси.

Ностальгия есть у всех, но айтишники подвержены ей наименьшим образом среди всех групп людей, которые покинули родину.

Среди моих знакомых айтишников нет ни одного человека, который бы вернулся в Беларусь, и нет ни одного человека, который бы рассуждал на эту тему.

Да, есть ностальгия. Но есть и более высокий уровень образования, есть множество других социальных плюшек, которые для Беларуси пока не достижимы.

— Как вы считаете, что нужно для того, чтобы айтишники вернулись на родину?

— Нужно прекращение участия Беларуси в войне и прекращение репрессий внутри страны. Нужно возвращение хоть в какое-то законодательное поле. Нужно, чтобы исчез страх.

Люди уезжали не потому, что где-то там сытнее. Они были готовы на то, чтобы жить в Беларуси, путешествовать по миру, но зарабатывать деньги для страны, платить налоги и оставлять свой заработок на родине. Их все устраивало, пока не началась та вакханалия, которая длится уже два с половиной года.

­— Заявление о возвращении IT-специалистов прозвучало на фоне продолжающихся репрессий, в том числе в этой отрасли. Буквально на днях силовики задержали айтишника якобы за переписку в закрытом рабочем чате.

— Понимаете, в случае задержания за переписку во внутреннем чате, неважно, айтишник это, кондитер или рабочий на заводе. Мы все граждане одной страны и все находимся под одними и теми же угрозами.

6380 дел за прошлый год по протестным статьям никуда не делись.

— Как вы думаете, для чего нужны эти громкие заявления замдиректора ПВТ? Это просто пропаганда?

— Они сами себя уговаривают. За неимением реальных механизмов, способов вернуть айтишников и ПВТ к росту, все, что остается, создавать словесные интервенции.

Меня в этом смысле очень повеселил директор БМЗ. В госизданиях опубликовали информацию о том, что директор БМЗ поставил перед заводом амбициозные цели. При этом сами эти цели найти невозможно.

Невозможно найти цель, сколько он собирается выплавить стали, заработать денег, какую долю рынка он собирается занять.

В этой же ситуации находится чиновник из IT-сферы, который заявил о возвращении айтишников. Он не может предъявить ничего конкретного, поэтому уговаривает сам себя и высокое начальство, что все у нас хорошо. Возможно, им кажется, если долго это повторять, то что-то произойдет.

И может быть, какой-нибудь айтишник вернется и можно будет его показать по БТ?

— Если мы видим каких-то странных людей, которые уезжают из Латвии и получают белорусское гражданство, то, конечно, мы увидим и вернувшегося айтишника, который расскажет, как он ужасно замерзал где-нибудь во Вроцлаве, как ему нечего было есть, как он, бедный, страдал, и как теперь ему хорошо снова быть на родине. Этого человека мы 100% увидим в госСМИ.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.2(109)