Хорошо, когда мы с этим соглашаемся, когда нас об этом спросили — например, о поддержке пенсионеров или многодетных семей. Плохо, когда такими получателями «бесплатных» кредитов вдруг почему-то являются чиновники.
Кнырович: «Если чувствуете в себе Джека Воробья, можете попробовать сыграть в игру, что произойдет быстрее: рухнет рубль или банк разорит вас на процентах?
Как работает в Беларуси рынок кредитов и депозитов, и чего от него ждать в ближайшем будущем.
По подсчетам аналитиков, сегодня белорусы должны банкам около 32 млрд рублей — это примерно 20% от всего ВВП страны. У россиян аналогичная цифра — около 30%. Если сравнить масштабы закредитованности населения в Европе, то на вершине рейтинга — скандинавские страны: Дания, Норвегия, а также Швейцария и Нидерланды, то есть, страны с устойчивым высоким уровнем жизни населения.
— Почему так? Может быть, этот уровень и обеспечен закредитованностью населения, которая иногда достигала больше 200% ВВП? — рассуждает на своем канале бизнесмен Александр Кнырович. — Может быть. Но скорее всего, ситуация ровно наоборот: если у вас стабильная экономика и устойчивая политическая система, не ожидается никаких внешних шоков, революций и т.д., то вы понимаете, что ваши доходы стабильны и можно позволить себе еще и залезть надолго в свои будущие расходы.
Кредитование здесь выступает лишь дополнительным фактором, который подталкивает ситуацию вперед, а никак не наоборот. Иначе это можно было бы легко сделать в любой другой стране: Беларуси, Узбекистане, даже Зимбабве — просто раздавая людям деньги в кредит, а они сами все сделают.
Но так это не работает. Сначала — стабильность, а уже потом — высокие доходы, высокая закредитованность, но и очень высокий уровень жизни.
От чего зависит стоимость денег — цена тех самых банковских кредитов для граждан?
— Давайте забудем квазиистории с льготным или «бесплатным» кредитованием, — объясняет бизнесмен, — ничего бесплатного в экономике не бывает, и чаще всего за доступом очень ограниченной части населения к чему-то «бесплатному» стоят наши совместные платежи за него.
Но вернемся к стоимости. Главный фактор, определяющий цену кредитов для населения — инфляция. Если в стране, как сегодня в Беларуси, инфляция выросла до 17,7% (по данным Белстата за июнь — прим.ред.), то ставки по депозитам для того, чтобы населению было интересно их нести, должны быть чуть выше ожидаемой инфляции. Сегодня эти ставки — около 18%. Это, конечно, очень высокая, практически спекулятивная ставка, но дело каждого конкретного человека — насколько он готов поверить в безрисковость вложений в белорусские банки.
А что кредиты? Между тем, по какой цене банки привлекли деньги и тем, по какой их раздали, должен быть спрэд — разница. Ставки потребительского кредитования для нормальных, простых людей в Беларуси начинаются от 20% годовых.
Важно не забывать про инструмент, который позволяет государству влиять на экономическую активность в стране — это ставка рефинансирования, по которой институт, отвечающий за выпуск денег (в нашем случае — Нацбанк), раздает деньги банкам.
— Если мы посмотрим на статистику, то окажется, что в развитых, стабильных странах эта ставка колеблется на уровне 1-1,5 или 2%, иногда она бывает даже отрицательная, как в Дании. Это небольшие проценты, чтобы банки в последующем могли раздать деньги населению и предприятиям под 3-4% и могли стимулировать экономический рост, в том числе рост потребления.
В Беларуси ставка рефинансирования только в 2019-2021 годах опускалась ниже 10%, а до того, отмечает бизнесмен, «наш удел был крайне печален» и отражал высокий уровень инфляции и недоступность кредитов для большей части белорусов.
— Сегодня на фоне обострившихся проблем с мировой экономикой эти ставки рванули вверх. Даже в США и Германии они достигли 2,5%. Польша — первая из стран, не участвующих напрямую в войне, столкнулась с ее последствиями в экономическом смысле — получила довольно большую инфляцию, а ставка рефинансирования внутри польской экономики составляет 6,5%. Но эти цифры совершенно не сравнимы ни с белорусской, ни с российской действительностью.
Сегодня белорусы держат на депозитных счетах в валюте 3,7 миллиарда долларов и 5,7 миллиарда в белорусских рублях. Всего 6 миллиардов долларов, или примерно 700 долларов на каждого гражданина. Вместе с тем население взяло в долг у банков сумму примерно в 12 миллиардов долларов. Само по себе это не плохо и не хорошо, и в целом экономической стабильности не угрожает.
Однако сложившиеся ставки по кредитам и депозитам очень высоки, и нормальный, рационально мыслящий человек в кредитную игру с государством и с банками играть не будет. Хотя если вы авантюрист, внутренне чувствуете в себе Джека Воробья, то можете попробовать заработать на спекулятивных процентах. Или сыграть в игру, что произойдет быстрее: рухнет белорусский рубль или банк разорит вас на процентах?
Что будет дальше — зависит от инфляции. И несмотря на слова главного экономиста нашего «клуба нетрадиционной экономики» Романа Головченко о том, что у него, оказывается, инфляция падает, у всех остальных в Беларуси она разгоняется.
А значит, и каких-либо плюсов от тех самых ставок ждать не приходится.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное