Класковский: Зависла тема новой конституции. Чем объяснить затянувшуюся театральную паузу?
Политический обозреватель о том, почему Лукашенко обходит молчанием тему, которая должна звучать громче остальных.
— Сегодня Александр Лукашенко, вручая государственные награды «заслуженным деятелям различных сфер», по обыкновению высказался на самые животрепещущие с его точки зрения политические темы. В частности — насчет грядущего Дня народного единства, — пишет Александр Класковский. — Но обращает на себя внимание то, что в последнее время он обходит молчанием тему, которая, казалось бы, должна звучать громче остальных.
Явно зависла тема новой конституции, хотя она, несомненно, важнее искусственного праздника. Чем объяснить затянувшуюся театральную паузу?
В марте Лукашенко своим указом предписал конституционной комиссии представить ему проект изменений основного закона к 1 августа «для последующего их вынесения на республиканский референдум». Затем дедлайн перенесли на 1 сентября.
Но уже середина сентября, а никакого хода проекту Лукашенко пока не дает. И обходит стороной тему изменения конституции в своих публичных выступлениях.
Вдобавок завтра он летит в Душанбе на саммит ОДКБ и пробудет в Таджикистане до 17 сентября. А там выходные. То есть на этой неделе заседание по новой конституции маловероятно.
На пресс-конференции по итогам переговоров Лукашенко с Владимиром Путиным в Москве 9 сентября тема конституционной реформы в Беларуси также не затрагивалась. Хотя начиная с августа прошлого года президент и другие официальные лица России не раз давали понять, что считают такую реформу хорошим путем выхода из внутрибелорусского кризиса.
Конечно, Кремль сейчас старается выжать максимум пользы для себя из того обстоятельства, что в результате внутриполитического кризиса и жестокой ссоры с Западом первый президент Беларуси стал гораздо более зависимым от России. А значит и более уступчивым: согласился перебросить транзит на российские порты, усилить военное присутствие России в Беларуси, подписать 28 союзных программ и т.д.
Но все это, надо думать, не отменяет желания Москвы создать в самой Беларуси институциональную почву для усиления своего контроля над этой стратегической территорией
Поэтому, как полагают многие аналитики, российское руководство и настаивает на модернизации политической системы государства-союзника через конституционную реформу. Предлагается уменьшить власть президента, дать больше самостоятельности правительству и парламенту, открыть простор для партий.
Тогда с точки зрения Кремля появится возможность через пророссийские силы и кадры, работу с различными группами во власти и при ней сильнее влиять на внутреннюю и внешнюю политику Беларуси.
Отдельный вопрос — насколько реалистичен расчет на создание сильного пророссийского лобби в Беларуси. Но сейчас дело, вероятно, упирается в нежелание Лукашенко в принципе серьезно переделывать систему власти.
К тому же он, похоже, еще не определил собственное место в новой системе. Многие симптомы указывают на то, что он хочет оставаться в президентском кресле как минимум до 2025 года. С этой точки зрения ему сподручней изменить конституцию по минимуму, для блезира.
Но такие декоративные изменения, надо думать, не устраивают Москву. Так что дискуссия на этот счет вполне может занимать важное место во время таинственных многочасовых посиделок Лукашенко с Путиным тет-а-тет.
По версии политического аналитика Валерия Карбалевича, в ходе последнего визита в Москву Лукашенко возил Путину проект конституционных изменений, чтобы тот их оценил.
Если эта версия верна, то продолжающаяся пауза в конституционном процессе может означать, что проект в его нынешнем виде не вполне устраивает Кремль. И белорусскому другу предложено еще поработать над документом.
Читайте еще
Избранное