Политика

Татьяна Гусева

Класковский: В чем заключается белорусская драма

Политический обозреватель – о президентской кампании «по беспределу».

Вечер 10 августа. Фото Игоря Мелешко

– Очевидно, что уличные протесты затихают, и в общем-то это не удивительно, потому что против лома нет приема, – прокомментировал в экспресс-комментарии «Салідарнасці» итоги трех дней протестов в стране Александр Класковский. – Мирные безоружные люди против мощной машины силовиков, которых Лукашенко много лет холил, лелеял, пестовал, оснащал, стращал – что в случае победы оппозиции едва ли не на кол посадят.

Против этой машины мирные граждане бессильны. Люди не могут на улицах ей ничего противопоставить, хотя были стычки, но это та ситуация, когда насилие порождает насилие.

Политический обозреватель подчеркнул: белорусы вышли с мирным протестом.

– Что бы там ни твердила пропаганда, что это кучка каких-то там пьяных и обколотых отморозков (это старая пластинка). На самом деле вышел народ, оскорбленный официальными итогами выборов.

Александр Класковский отмечает, что президентскую кампанию власть провела «по беспределу».

– Никогда в Беларуси не были выборы демократичными, но тут уже были отброшены все условности и церемонии. Даже легальные митинги Тихановской срывали, хоть никогда ранее не было такого.

И вся кампания прошла по беспределу. Выборы были как никогда непрозрачными. Не было оппозиции в комиссиях, отсекли независимых наблюдателей, винтили их в день голосования.

Колоссальное недоверие к результатам возникло из-за непрозрачности выборов и из-за того, что на ряде участков была ошеломляющая, более чем убедительная победа Светланы Тихановской. И понятно, у многих подозрения, что только на этих участках честно считали голоса. Возмущение, чувство оскорбленного достоинства, чувство, что украли голоса, вывели белорусов на улицу.

Александр Класковский объяснил суть коллизии: белорусское общество за 26 лет переросло своего первого президента, который остался уже даже не во вчерашнем, а в позавчерашнем дне, и он этого не хочет признавать.

– Он пытается стращать молодежь тем, что в 90-е годы на три дня было муки, и что, дескать, если я не буду у власти, опять вернутся эти кошмары. Но этот пиар абсолютно мимо кассы.

Выросли новые поколения, и Беларусь стала европеизированной нацией. Люди хотят жить по европейским стандартам и в плане материальном, и в отношении прав и свобод.

Власть не хочет признавать, что народ из апатичной и аполитичной массы населения превратился в гражданскую нацию, в субъект политики.

Власть не хочет идти на диалог, разворачивать процесс трансформации, который был бы наилучшим вариантом без крови, без революции, без баррикад. Это печально, драматично, и вся ответственность лежит на власти, которая не хочет реформировать систему, абсолютно не отвечающую вызовам времени.

Глубокий раскол, конфликт между значительной частью белорусского общества, которая хочет перемен, и апологетами, защитниками старой системы никуда не денется.

Политический обозреватель считает, что не стоит недооценивать силу режима и приводит в пример Венесуэлу, которую потрясали мощные выступления, а Николас Мадуро держится на силовиках, на страхе и на помощи России.

– Лукашенко тоже будет вынужден пойти сейчас на поклон к России, потому что он сильно ухудшил отношения с Западом, подорвал свою легитимность в глазах мировой демократической общественности и собственного населения. И это ослабляет его позиции во время неизбежного торга с Москвой, у которой в рукаве дорожные карты углубленной интеграции.

Думаю, Кремль потирает руки, потому что по итогам этой кампании Лукашенко серьезно ослабил свои позиции, и это подарок Москве. Там с удовольствием возьмут его в оборот насчет углубленной интеграции, а по сути, тихой сдачи суверенитета Беларуси.

Белорусская драма заключается в том, что при значительной массе сторонников перемен режим остается консолидированным, вертикаль послушно выполняет приказы, силовики вымуштрованы и тоже не колеблются. Более того, они показательно зверствовали.

Александр Класковский, политический обозреватель

– Безнаказанность развращает. Никогда не было случая, чтобы наказали какого-то омоновца, даже если он брутально нарушил закон. Это расчеловечивает некоторых представителей этой касты.

Они оказали дополнительную медвежью услугу режиму – заставили ненавидеть и себя и весь этот режим, который развязал войну против значительной части собственного народа.

Эта драма будет продолжаться, потому что Лукашенко не из тех, кто, как он выражается, прогибается. Он считает, что пойти на диалог, на уступки, чтобы смягчить ситуацию, это значит показать свою слабость, а он должен оставаться крутым вождем.

Эксперт предположил, что возникший конфликт будет тлеть в белорусском обществе и впереди новые очень драматичные события:

– И для Лукашенко, который дорогой ценой получил эту пиррову победу, и для всего общества, по крайней мере, для его политизированной части, это будут очень дискомфортные годы. Беларусь вступает в полосу политической и экономической нестабильности, – спрогнозировал Александр Класковский.

Кузнецов: «Эта борьба – долгая, на износ»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(64)