Политика

Катерина Батлейка

Класковский: Стремление оппозиции отзеркалить белорусский режим — несколько наивный замысел

Политический аналитик — о том, станет ли успешной реформация К*ординационного совета.

На сайте К*ординационного совета появился список ее реформированного состава. Среди них — сестра Марии Колесниковой Татьяна Хомич, журналист и блогер Ян Рудик, экономист Сергей Чалый, представители общественных организаций и многие другие.

«Салідарнасць» спросила у политического аналитика проекта @pozirkonline Александра Класковского, чего можно ждать от КС после его реформирования.

Александр Класковский

— Как я понимаю, этот список далеко не полный и часть людей по понятным причинам зашифрована. Тем не менее, состав выглядит достаточно представительным, — отмечает эксперт в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — Там есть такие фигуры, как Мария Колесникова или Максим Знак, которые находятся в тюрьме. Понятно, что реально участвовать в деятельности совета они не смогут. Это просто символ того, что они не забыты и о них помнят.

Также Класковский обращает внимание на то, что в состав КС вошли известные политики и общественные деятели, которые имеют хорошую репутацию. Однако при этом в формировании этого совета есть принципиальная уязвимость: он не избирался народом.

— В его состав делегировались люди от тех или иных организаций, часть также являются самовыдвиженцами, что является не очень демократичным способом, когда человек выдвигает сам себя.

Звучали упреки в стиле «кто эти люди». И если я большинство из этих людей знаю, то рядовой белорус, скорее всего, слышит о них впервые. И самое главное, может думать о том, что он этих людей не избирал.

Уже «злые языки» отпускали реплики в духе, что КС в какой-то степени напоминает ВНС: и там, и там принцип формирования непрозрачный и нет прямых выборов.

Понятно, что в нынешних белорусских условиях выборы практически невозможно организовать даже на какой-то электронной платформе, потому что люди боятся: силовики отлавливают людей за подписки на чаты, которые они считают экстремистскими. К тому же были сливы информации, поэтому, даже если людям пообещали бы конфиденциальность, мало кто отважился бы проголосовать.

Поэтому нельзя сегодня сформировать этот «протопарламент» за счет широкого участия белорусских избирателей, а без этого вырисовывается вариант грубо говоря «эмигрантской тусовки». Да, приличные люди, но эта структура, которая сформирована из тех, кто сейчас вынужденно находится не в Беларуси. Априори это, очевидно, не имеет сильных рычагов влияния на ситуацию в Беларуси. Это то, что сильно подкашивает всю эту идею.

Аналитик высказывает опасения, что даже если КС будет организовывать горячие дискуссии, массу белорусов это будет мало волновать, потому что они будут задаваться вопросами, как это повлияет на ситуацию и есть ли эффективная стратегия по свержению режима в Беларуси.

— По этой же причине сейчас идет волна критики в отношении команды Светланы Тихановской и Объединенного перех*дного кабинета. В какой-то степени это объясняется завышенными ожиданиями, потому что, на мой взгляд, сейчас в Беларуси такая фаза жестокой реакции и контрреволюции, когда какую-то чудодейственную стратегию смены режима просто невозможно придумать — ее нет ни у кого.

Я бы отметил, что зарубежная оппозиция хочет как-то зеркально сформировать структуру органов, которые были бы похожи на структуру нынешнего белорусского государства. Есть администрация Лукашенко —есть Оф*с Тихановской, есть Совмин — есть ОПК, есть национальное собрание — есть или будет протопарламент в виде реформированного КС.

Александр Класковский считает, что стремление отзеркалить белорусский режим, только с целью быть круче, прогрессивней и нацеленными на перемены, а не консервацию — это несколько наивный замысел.

Во-первых, для его реализации нужны огромные ресурсы, во-вторых, в эмиграции дискуссия о будущей Беларуси грозит приобрести черты схоластической. Трудно представить, когда и в каких условиях произойдут эти перемены.

Во-вторых, людей, которые хотят перемен в Беларуси, сейчас интересует один вопрос: как сбросить режим? Дальше, дескать, мы уже разберемся.

Эксперт подытоживает: может сформироваться отрыв КС от той проблематики и повестки для, которая действительно волнует сегодня многих белорусов.

— Также я бы отметил, что здесь стоит вопрос, станет ли достаточно самостоятельной структурой К*ординационный совет, потому что видно, что его реформированием занимались люди, так или иначе связанные с командой Тихановской.

При всем сказанном, считаю, что не нужно перечеркивать этот замысел. Нужно подождать, пусть люди попробуют реализовать свои реформаторские чаяния и планы. Через несколько месяцев посмотрим, и все станет ясно. В случае с ОПК чудес не произошло, и он оказался сегодня под шквалом критики, — заключает Александр Класковский.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(29)