Политика

Класковский: «Равнодушие Минска к заявлениям лидеров ЕС все же напускное»

Политический обозреватель — о результатах встречи Тихановской и Макрона.

— Французский президент пообещал Светлане Тихановской помочь в организации внутрибелорусского диалога и пригласил ее в Париж, — пишет Александр Класковский. — Двумя днями ранее Александр Лукашенко через своего пресс-секретаря уже попытался уязвить Эмманюэля Макрона за якобы чрезмерное внимание к Тихановской: «С учетом того, что этот экс-кандидат — дама, французский лидер рискует ко внутренним проблемам Франции получить еще и личные — у себя дома».

Не будем комментировать уровень юмора. Попробуем всерьез разобраться, способны ли усилия Макрона и Европы в целом помочь разрешению глубочайшего политического кризиса, в котором оказалась Беларусь после президентских выборов 9 августа.

Показательно, что Макрон, равно как и канцлер Германии Ангела Меркель, и председатель Европейского совета Шарль Мишель, вынуждены разговаривать на белорусскую тему с хозяином Кремля. Причем не потому, что гнушаются общаться с Лукашенко. Известно, что тот просто не захотел отвечать на звонок Меркель. И вообще считает, что Западу нечего лезть в белорусские дела.

При этом равнодушие Минска к заявлениям лидеров ЕС, как видим, все же напускное. Интервью Макрона изданию Le Journal du Dimanche с призывом к Лукашенко уйти в отставку, внимание французского президента к Тихановской явно задели белорусского вождя. Через пресс-секретаря тот заметил, что «сам президент Франции, следуя собственной логике, должен был бы уйти в отставку еще два года назад — когда на улицы Парижа только начали выходить “желтые жилеты”».

«Желтыми жилетами» Лукашенко троллит француза не впервые, но это слишком неуклюжая попытка перевести стрелки. Сравнивать тамошние протесты с белорусскими абсолютно некорректно: во Франции не ставят под сомнение победу Макрона на выборах.

В Беларуси же многие считают, что реально на выборах 9 августа победила Тихановская. Людей выводит на улицы возмущение, вызванное чувством, что их голоса украли.

Евросоюз в связи с этим оказался в двусмысленном положении. Да, он не признает Лукашенко легитимным президентом, но не может и признать Тихановскую избранным лидером Беларуси.

Почему? Во-первых, если выборы сфальсифицированы, то как узнать их истинные итоги? Во-вторых, Европа не хочет повторять венесуэльский казус, когда вместо Николаса Мадуро признали тамошним президентом оппозиционера Хуана Гуайдо, но развязать узел кризиса это никак не помогло. В-третьих, объявить Тихановскую победительницей выборов означало бы резко обострить отношения с Кремлем.

Между тем, как видим, именно к Кремлю и вынуждены европейцы апеллировать в белорусском вопросе, поскольку понимают, что их влияние на Минск очень ограниченно, а вот Москва, напротив, тут основной внешний игрок.

Но Путин сразу четко вписался за Лукашенко и даже пообещал ему полицейскую, военную помощь. Сегодня российский президент в приветствии участникам Форума регионов России и Беларуси назвал беспрецедентным внешнее давление на Беларусь после президентских выборов. Иначе говоря, Лукашенко и Путин чувствуют себя в одном антизападном окопе.

В общем, наивно полагать, что, внимая призывам Запада, Кремль станет способствовать демократическим переменам в Беларуси. Он настроен решать здесь свои задачи. Российское руководство так же боится политической активности граждан, как и белорусское.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(39)